Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Большой вальс (И. Штраус — О. Хамерстайн)
Сторона 1
Увертюра — 2.16
Дебют в Кагино Доммайера — 1.28
Жизнь артиста — 3.56
Полька. Вальс — 4.16
К тебе стремлюсь — 4.37
Рождение вальса — 4 19

Сторона 2
Сказки Венского леса — 5.40
Юность, ликуя...— 1.28
Премьера в театре «Ан дер Вин» — 4.14
Прощание — 1 38
Голубой Дунай — 3.36
Финал — 2.10

Обработка и ииструментовка Дмитрия Темкина
Джордж Хаустон (4, 6, 8, 9)
Милица Корьюс (5— 7, 9, 10)
Оркестр п/у Артура Гутмана
Реставратор Е. Дойникова. Редактор Г. Скороходов. Художник А. Григорьев

Перезапись с фонограммы к фильму, 1939 г.

Говорят, что более точный перевод названия этого фильма — «Великий вальс», но в тот далекий 1940 год, когда картина вышла на наши экраны, эпитет «великий» по отношению к вальсу был не в ходу.
Фильм начинался с традиционного рыкающего льва — эмблемы фирмы «Метро-Голдвин-Майер», сделавшей своим девизом латинскую формулу "Ars gratia Artis", которую можно перевести как «искусство благодаря искусным». Несомненно, создатели «Большого вальса» — великолепные мастера. Их съемочная бригада оказалась поистине интернациональной: режиссер Жульен Дювивье и исполнитель роли Штрауса Фернан Граве — французы, Милица Корьюс, сыгравшая Карлу Доннер, — шведка, композитор Дмитрий Темкин, который обработал и инструментовал для фильма штраусовские мелодии, — русский, поэт Оскар Хамерстайн, написавший на музыку Штрауса стихи, — американец...
Милица Корьюс здесь занимает особое место. Ее по праву можно назвать великой певицей XX века. Она родилась в музыкальной семье в Варшаве. Когда снимался «Большой вальс», ей шел тридцатый год. В детстве Милица мечтала стать балериной, но прекрасный голос, на который обратил внимание ее отец, учитель музыки, заставил изменить намерения. Семья Милицы переезжает в Москву, затем в Киев, где начинающая певица поет в украинской капелле «Думка» и хоре под управлением Григория Веревки, а в 1928 году едет в Прибалтику к отцу, расставшемуся с семьей.
В Таллинне постановкой ее голоса занялась известный педагог Варвара Меломан, готовившая свою ученицу к оперной карьере. Двадцати трех лет Милица становится солисткой Берлинской оперы и уже год спустя записывает свою первую пластинку — честь, которой удостаивался далеко не каждый дебютант. С середины тридцатых годов Милица Корьюс огромным успехом поет в США. «Большой вальс» — ее первый фильм. Он принес ей мировую славу.
Авторы фильма предупредили зрителей: «За исключением имен Иоганна Штрауса и Франца-Иосифа Второго события и герои вымышлены. Любое совпадение с реальными лицами, живыми или мертвыми, является чистой случайностью». Главным героем своей ленты они сделали музыку Штрауса, который еще в прошлом веке превратил вальс в один из самых популярных танцев. И не только в быту. Штраус проложил вальсу дорогу в симфонические произведения, оперу, камерные сочинения. «Большой вальс» вызвал новый интерес к его творчеству.
Вспомним финал фильма. Постаревший Иоганн Штраус вместе с женой Польди в императорском дворце в Вене. Огромные толпы народа собрались на площади у дворца. Франц-Иосиф распахивает двери балкона, и восторженные крики встречают Штрауса.
— Разве это ради меня! — спрашивает композитор.
— Конечно, — отвечает император. — Теперь вы — вы король Вены. Вена отвечает вам любовью на любовь!
ГЛЕБ СКОРОХОДОВ

Студия выражает благодарность Владимиру Юрьевичу Дмитриеву и Александру Григорьевичу Мельникову за помощь, оказанную при работе над этой пластинкой.