Колоссальное наследие Антонио Вивальди включает практически все существовавшие тогда музыкальные жанры, ведущим среди которых явился для него инструментальный концерт. Число написанных композитором концертов приближается к 500! Вивальди писал концерты для самых различных исполнителей: для скрипки, виоль д’амура, виолончели, флейты, гобоя, фагота, валторн, труб, мандолины, разнообразных смешанных составов. Здесь в наибольшей степени проявилось гениальное мастерство композитора, его неистощимая фантазия и смелое новаторство. Вивальди насыщает сольные партии невиданным ранее концертным блеском; с удивительной изобретательностью сочетая их с tutti, он наделяет музыку подлинно симфоническим размахом. Принцип концертирования — состязания между soli и tutti – доведен у него до высшего совершенства. Красота и выразительность тематизма, красочность и рельефность образов предвосхищает творчество венских классиков и даже музыкальный романтизм (последнее касается прежде всего программных концертов — таких, как знаменитый цикл «Времена года»). Вивальди прочно установил трехчастное строение концерта (быстро — медленно — быстро), рондообразную структуру быстрых частей, где основная тема (ритурнель) проходит несколько раз в различных тональностях у оркестрового tutti, чередуясь с развивающими эпизодами, порученными солистам. И.С. Бах, постигший на примере произведений Вивальди закономерности концертного жанра, переложил ряд вивальдиевских концертов для клавира и органа.
Будучи замечательным скрипачом, Вивальди в своем творчестве наибольшее внимание уделял скрипке. Примерно половина его концертов написана для скрипки с оркестром. К самым прекраснейшим творениям композитора принадлежит запечатленный на этой пластинке Концерт для скрипки с оркестром ми минор. Высокий драматический пафос сочетается в этом сочинении с подлинно романтической экспрессией, импровизационной свободой изложения.
Первая часть (Allegro molto) открывается бурными тремоло оркестра, чередующимися со скорбными, молящими фразами, предваряя полную мужественной патетики основную тему. Вслед за ритурнелем звучит вдохновенный монолог скрипки, насыщенный речитативными интонациями и выделяющийся особой широтой и протяженностью развития.
Оркестровое вступление второй части (Largo) своим сумрачным фантастическим колоритом, остро диссонирующими созвучиями, поразительной смелостью голосоведения напоминает тему из концерта «Осень» (из цикла «Времена года»). Вступающий затем напев скрипки полон тихой щемящей скорби. Искренность и задушевность этой мелодии оттеняют вновь звучащие в конце мрачные, словно застывшие аккорды оркестра.
Динамичный стремительный финал (Allegro) — наиболее виртуозная часть произведения. Но техническая сложность и фактурное многообразие скрипичной партии служат здесь ярким средством раскрытия образного содержания музыки — порывистой, энергичной и драматически напряженной.
Среди богатейшего наследия Феликса Мендельсона-Бартольди, созданного на протяжении его недолгого творческого пути, значительная часть произведений, в числе которых немало подлинных шедевров, приходится на детские и юношеские годы. Среди этих сочинений опера «Свадьба Камачо», Первая симфония до минор и несколько симфоний для струнного оркестра, увертюра «Сон в летнюю ночь», многочисленные камерные ансамбли различного состава, ряд песен.
Многие из ранних творений Мендельсона долгое время существовали только в рукописях и лишь недавно начали публиковаться и исполняться. К ним относится и Концерт для скрипки и струнного оркестра ре минор. Мендельсон написал его в 1822 году для скрипача и дирижера Эдуарда Рица, обучавшего юного композитора игре на скрипке (позже Мендельсон посвятил ему Сонату для скрипки и фортепиано, соч. 4 и великолепный Октет для струнных, соч. 20). Требовательный к себе, композитор не стал издавать Концерт — только в 1952 году американский скрипач Иегуди Менухин опубликовал рукопись и впервые исполнил сочинение.
Как и другие ранние произведения Мендельсона, Концерт ре минор отличается поразительным для юного композитора совершенством структуры, красочностью выражения, во многом предвещая шедевр композитора — Концерт для скрипки ми минор, соч. 64.
Первая часть (Allegro) в соответствии с венскими классическими традициями, открывается оркестровой экспозицией. Драматическую взволнованность главной партии оттеняют сочетающийся с ней в сольной экспозиции грустный напев скрипки, светлая и нежная побочная тема, обретающая печальную минорную окраску в зеркальной репризе (замыкающейся главной партией).
Начальный раздел второй части (Andante) ре мажор в трехчастной структуре, — задушевная лирическая «песня без слов». Вступление экспрессивной каденции солиста вносит оттенок скорби, постепенно вновь уступающий место образам светлого умиротворения.
Облик финального сонатного allegro определяет главная тема, органично сочетающая жанрово-танцевальный склад с напряженностью и динамичностью, которые пронизывают и прочие разделы композиции, не содержащие новых рельефных мелодий.
Среди лучших учеников выдающегося советского музыканта Давида Ойстраха, продолжающих традиции своего прославленного учителя, достойное место занимает Лиана Исакадзе.
Музыкальные способности скрипачки проявились очень рано: уже в трехлетнем возрасте она научилась играть на рояле и даже сочинять небольшие пьески. В музыкальной школе Тбилисской консерватории Лиана занималась в классе профессора Л. Шиукашвили. Она участвовала в музыкальном конкурсе на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, одержала победу на конкурсе молодых скрипачей республик Закавказья, получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.
Следующий этап жизни Лианы Исакадзе связан с Московской консерваторией и профессором Давидом Ойстрахом. Грузинская скрипачка упорно постигала тайны исполнительской манеры и техники своего учителя, но сохранила собственную яркую индивидуальность.
Студенткой II курса Лиана Исакадзе была удостоена I премии на Международном конкурсе имени Жака Тибо в Париже (1965), покорив публику блестящим исполнением Концерта Брамса для скрипки с оркестром.
1970 год оказался для скрипачки трижды знаменательным: она окончила аспирантуру под руководством Давида Ойстраха, стала лауреатом IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского и победительницей Международного конкурса имени Яна Сибелиуса в Хельсинки (I премия и специальный приз Финского радио за лучшее исполнение Концерта Сибелиуса).
Лиана Исакадзе поражает любителей музыки великолепной техникой, прекрасным певучим звуком, умением «прочитать» заново уже не раз игранное сочинение, открыть в нем что-то свое, новое и в то же время глубоко созвучное авторскому замыслу.
Скрипачка много гастролирует. С огромным успехом проходят ее концерты по стране, неоднократно и с не меньшим успехом выступала она и за рубежом.
За большие заслуги в музыкальном искусстве Лиане Исакадзе присвоено почетное звание народной артистки Грузинской ССР.