Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
апрелевский завод ГОСТ 5289-73
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в г. Жи­томире. Юность его прошла в Одессе. В 1937 году он переехал в Москву и поступил в консерваторию в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Уже отдельные вы­ступления Рихтера на студенческих концертах (в част­ности исполнение Фантазии до-мажор Шуберта, Сона­ты си минор Листа, прелюдий Дебюсси) показали, что в его лице растет пианист необычайного размаха.
В 1947 году Рихтер блестяще оканчивает консерва­торию, уже завоевав популярность выдающегося пиа­ниста с огромным репертуаром. Программы его кон­цертов, проходящих в нашей стране и за рубежом, включают почти все богатство мировой фортепианной музыки. Но особое внимание пианиста привлекают Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шуберт, Лист, Дебюсси, Барток, из русских композиторов — Мусоргский, Рах­манинов, Прокофьев.
Исполнительская деятельность Святослава Рихте­ра — крупнейшее явление музыкального искусства современности. Артист исключительной эрудиции, глу­бины, воли, фантазии, он, по словам одной из ан­глийских газет, «принадлежит к тому разряду музы­кантов, которые пролегают новые пути в развитии ис­кусства».

Первый фортепианный концерт (фа диез минор) С. В. Рахманинов сочинил в 1891 году, еще будучи учеником Московской консерватории. 17 марта 1892 года он сыграл первую часть этого концерта на вечере в сопровождении ученического оркестра под управлением Василия Сафонова. «Помню, — расска­зывает академик А. В. Оссовский, — тот страстный, бурный/ встряхнувший весь концертный зал порыв, с которым, после двух тактов оркестрового унисона,
Рахманинов яростно набросился на клавиатуру рояля со стремительным потоком октав в предельном фор­тиссимо. Сразу властно захватив слушателя, Рахмани­нов держал уже его в неослабном внимании до само­го конца исполнения...».
В 1917 году Рахманинов, редко возвращавшийся к ранее написанным ? произведениям, сделал новую, «брильянтовую», — по удачному выражению Б. В. Асафьева, — редакцию Первого, фортепианного концерта. Концерт посвящен А. И. Зилоти — учителю и другу Рахманинова.
В концерте три части.
Первая часть (Vivace), написанная в традиционной форме сонатного allegro, начинается увлекательным, энергичным и эффектным вступлением солирующего фортепиано. Это вступление оттеняет страстную взвол­нованность главной темы. Побочная партия развивает лирические настроения и образы. Заканчивается часть грандиозной монументальной каденцией, после кото­рой идет быстрая, стремительная кода.
Вторая часть (Andants) носит типично русский лирически-пейзажный характер. Сосредоточенное, су­ровое вступление предшествует несколько элегичной основной теме.
Третья часть (Allegro vivace), праздничная, стреми­тельная по динамике, с острой сменой метроритмов, утверждает свойственное всему концерту порывистое движение вперед. В блестящем завершении концер­та — мужественная энергия, чувство радости, ликова­ния.
В сентябре 1911 года Н. Я. Мясковский сообщал московским друзьям: «Прокофьев работает над пре­лестным, бодрым и звучным концертино для форте­пиано и оркестра, фортепианная партия которого очень необычна и трудна, но в материале масса све­жести и увлекательности». В процессе работы перво­начальный замысел разросся, и вместо концертино получился одночастный концерт для фортепиано с ор­кестром. К зиме произведение было готово, а 25 ию­ля 1912 года С. С. Прокофьев сыграл Первый концерт в Московском Народном доме (оркестром дирижиро­вал К. Сараджев). Через неделю, 3 августа 1912 года концерт был исполнен автором в Петербурге (дири­жер А. Асланов).
Обе премьеры прошли блестяще. Молодой компо­зитор покорил аудиторию волевым, динамичным ха­рактером исполнения и свежестью музыки. Как писал В. Каратыгин, в концерте «все время ключом бьет жизнь, сверкает солнце живой фантазии».
Первый фортепианный концерт (ре бемоль мажор, соч. 10) явился своеобразной творческой декларацией молодого Прокофьева. Сам автор считал его «первым более или менее зрелым сочинением, поскольку в нем есть и замысел и выполнение» (речь шла, во-первых, о приемах сочетания фортепиано с оркест­ром, во-вторых, — об оригинальной трактовке одно­частной «поэмной» структуры). В этом произведении ярко представлен самобытный прокофьевский пианизм, сочетающий массивную аккордово-октавную технику со сложнейшей «акробатикой» скачков и би­серными пассажами. В концерте впервые были объе­динены в цельной драматургически развитой форме типичные образы прокофьевской музыки: упругость и стремительная динамика моторных и танцевальных тем (вступление и главная партия),
нервно-напряжен­ная экспрессия (побочная партия), чистый мечтатель­ный лиризм (средний медленный эпизод).