ЛАЗАРЬ НАУМОВИЧ БЕРМАН (*1930)
Лазарь Наумович Берман родился в Ленинграде 26 февраля 1930 года. В возрасте семи лет он появился на сцене Большого Театра в программе фестиваля молодых солистов. Его выступление имело колоссальный успех, и юного пианиста пригласили записать программу, состоящую из сочинений Моцарта. С 1939 года Берман учится в московской Центральной музыкальной школе, а с 1948 года - в Московской консерватории. И в консерватории, и в школе его преподавателем был А.Б. Гольденвейзер.
После своего первого сольного концерта, данного в 1940 году, Берман продолжал успешно концертировать, в том числе и за рубежом. 1956 год принес ему звание лауреата сразу двух международных конкурсов: в Брюсселе (пятое место на Конкурсе королевы Елизаветы) и Будапеште (третий приз).
В течение 1960-х годов советские власти не выпускали блестящего пианиста за пределы стран Варшавского договора. Наконец, в 1971 году, ему разрешили гастроли в Италии. Запись Первого концерта П. И. Чайковского для фортепиано с оркестром под управлением Г. фон Караяна сделала его знаменитым и в Западной Европе, и в Америке.
Кроме Гольденвейзера, на исполнительскую манеру Бермана принципиально повлияли В. В. Софроницкий и Артуро Бенедетти Микеланджели. Художественное «кредо» Л. Бермана можно сформулировать так: лиризм, ясность, виртуозность.
Большое место в творчестве Франца Листа (1811-1886) занимают этюды. Лист начал работать над этим жанром еще в юности. В 1826 году в возрасте 15 лет он сочинил небольшие этюды-упражнения и опубликовал их под заглавием «Этюды для фортепиано в форме сорока восьми упражнений во всех мажорных и минорных тональностях». Всего им было написано и издано двенадцать этюдов (в бемольных тональностях); тридцать шесть остались только в замыслах. В 1838 году Лист коренным образом переработал одиннадцать из этих двенадцати этюдов и вместе с одним новым издал в 1839 году. Причем опять-таки, вопреки заглавию («24 больших этюда»), им были опубликованы только двенадцать.
В 1851 году Лист снова переработал этюды и издал их годом спустя под названием «Этюды высшего исполнительского мастерства» (Études d’exécution transcendante). В этой окончательной редакции, представляющей бесспорно кульминационный пункт в развитии пианистического искусства Листа, десять из двенадцати этюдов получают программные заглавия. Лист снимает излишние звуковые нагромождения и трудности, выдвигая на первый план поэтическое содержание, и достигает исключительной красочности и совершенства изложения. «Мне кажется, - не без гордости пишет он своему учителю Карлу Черни (которому посвящены этюды), - что наконец-то я дошел до той точки, где стиль адекватен музыкальной мысли».
Этюд № 1 получает в окончательной редакции название «Прелюдия». Но он, как справедливо заметил Ф. Бузони, не столько является прелюдией ко всему циклу, сколько своеобразной пробой инструмента при выходе артиста на эстраду.
Этюд № 2 Molto vivace Листом не озаглавлен; по своему содержанию и характеру изложения он напоминает каприсы Паганини.
Этюд № 3 получил живописное название «Пейзаж» (Paysage); светлый по колориту, поэтически созерцательный, он может служить образцом лирико-романтического типа этюда.
Этюд №4 озаглавлен «Мазепа». Поэтическая основа его - одноименное стихотворение В. Гюго. (Впоследствии Лист сочинил на эту же тему симфоническую поэму, сходство которой с этюдом не подлежит никакому сомнению).
Этюд № 5 имеет название «Блуждающие огни» (Feuxfollets). Это пьеса фантастического, колористического характера.
Этюд № 6 получил в окончательной редакции наименование «Видение» (Vision). Есть основание предполагать, что Лист стремился воссоздать в нем картину погребения императора Наполеона - шествие, полное торжественной пышности.
Этюд № 7 озаглавлен «Героика» (Eroica). Связь его с героическими образами Листа, воплощенная в ряде симфонических поэм, более чем вероятна.
Этюд № 8 получил название «Дикая охота» (Wilde Jagd), навеянное, по-видимому, образами французской романтической поэзии.
Этюд № 9 озаглавлен Листом «Воспоминание» (Ricordanza). Не лишенный известного налета сентиментальности, он производит приятное впечатление своей грациозной печалью, мягкостью и нежностью мелодических контуров. Ф. Бузони справедливо говорит, что «его несколько устаревший мир чувств привлекает нас, как связка поблекших любовных писем».
Этюд № 10 фа минор, как и второй, Листом не был озаглавлен. Однако характер его ясно выражен в основном определении темпа «Быстро, очень взволнованно, возбужденно » (Allegro agitato molto).
Этюд № 11 в окончательной редакции получил название «Вечерние гармонии» (Harmonies du soir). По характеру мотивов и настроений он представляет собой поэтическую картину в духе Ламартина. К началу пьесы относится указание Листа: «Эти ноты должны звучать как отдаленные удары колокола».
Этюд № 12 назван Листом «Метель» (Ouïsse neige). Однако Лист далек здесь от натуралистического истолкования темы и придает ей психологически-образный характер
Темы венгерских рапсодий Листа не являются подлинно венгерскими; их мелодические корни - в музыке цыган, ставшей, благодаря аристократам-дилетантам, частью
городского музыкального фона. В девятой из 18 Венгерских Рапсодий, получившей название «Пештский карнавал», Лист отдает музыкальную дань этому национальному празднеству. Грациозная главная тема, изображающая карнавал, возникает непосредственно во вступлении (Moderate) и, непрерывно трансформируясь, являет всю мощь листовского композиторского таланта.