Исполнительская деятельность народной артистки СССР, лауреата Ленинской премии Елены Образцовой — одно из самых ярких явлений современного вокального искусства. С огромным успехом проходят ее выступления в Советском Союзе, во многих зарубежных странах, в крупнейших театрах и концертных залах.
«Как художник, она во всеоружии своего искусства, которое способно передать самые сокровенные, самые глубокие и искренние чувства и переживания...» — писал один из французских критиков.
Имя артистки впервые привлекло внимание музыкальной общественности в конце 1962 года, в дни Второго Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Она была тогда студенткой IV курса Ленинградской консерватории, ученицей профессора А. А. Григорьевой. На этом соревновании молодых певцов, в котором участвовали 115 исполнителей, Елена Образцова завоевала первую премию. Спустя год певица дебютировала на сцене Большого театра СССР в партии Марины Мнишек («Борис Годунов»).
В 1970 году Образцова приняла участие в двух международных конкурсах — имени П. И. Чайковского в Москве и имени испанского певца Франсиско Виньяса в Барселоне. На этих соревнованиях советская артистка была удостоена золотых медалей. В вокальное искусство наших дней вошла яркая личность со своим строем мыслей и чувств, художник отчетливо выраженного романтического склада.
Неуклонное творческое совершенствование, постоянное обогащение репертуара характеризуют и дальнейший артистический путь Елены Образцовой. Из обширного репертуара певицы можно выделить круг сочинений, которые достаточно полно определяют ее исполнительский облик. На оперной сцене это партии Амнерис в «Аиде», Марфы в «Хованщине», Любаши в «Царской невесте», Азучены в «Трубадуре», Кармен, на концертной эстраде — произведения Баха, Генделя, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Гранадоса, де Фалья, Прокофьева, Свиридова.
В. Тимохин
Создатель «Симфонических этюдов» и «Крейслерианы», «Карнавала» и Фантазии до мажор, Р. Шуман является автором более двухсот романсов и песен, многие из которых принадлежат к высшим достижениям камерно-вокальной лирики XIX века.
1840 год в биографии художника может быть назван «годом песни». В это время Р. Шуман написал 138 вокальных произведений, среди которых циклы «Круг песен», соч. 24 и 39. «Мирты», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта».
«Какое наслаждение писать для пения... Это музыка совсем, совсем иного рода, не та, которая возникает при помощи пальцев, — она намного непосредственнее, мелодичнее», — сообщал Шуман в одном из писем. Остро и глубоко чувствуя своеобразие стиха и рожденного им поэтического образа, он тяготел в песенной лирике к творчеству выдающихся поэтов — В. Гете и Г. Гейне, Ф. Шиллера и Дж. Байрона, Й. Эйхендорфа и Э. Мёрикс, Р. Бернса и А. Шамиссо. Типичные настроения близких ему отечественных поэтов-романтиков композитор определял так: «Сладостно волнующие весенние мечтания, страстный порыв вдаль, через горы и долы».
Шуман сделал песню чуткой выразительницей многообразного мира человеческих чувств и переживаний, достигнув исключительно тонкой индивидуализации музыкального образа. Мастер точной, портретной характеристики, композитор находил для каждой песни свое ритмическое решение, выразительный мелодический рисунок, всегда продиктованные поэтическим строем стихотворения. Так рождались песни интимно-лирического содержания и миниатюрные песни-портреты, лаконичные, афористически сжатые, романтизированные картины природы, написанные прозрачными акварельными красками, и суровые старинные баллады.
Стремясь к предельной выразительности вокальной партии, Шуман не только вводит широкие, распевные мелодии (близкие немецкой народной песне и городскому романсу), но и в значительной степени опирается на сложно разработанный речитатив, чутко отражающий тончайшие психологические оттенки поэтического текста. ,
Важная роль в песнях Шумана отведена фортепианной партии, которая становится равноправным участником ансамбля. О его песнях можно сказать, что они являются дуэтами голоса и фортепиано.
Развитая детализированная фортепианная партия как бы «договаривает», «досказывает» содержание вокальной пьесы. Отсюда значительно вырастает роль инструментальных вступлений, постлюдий.
Почти все песни Шумана, записанные Еленой Образцовой, относятся к «году песни» — 1840-му. Это вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины», где в сюжетно простых картинах «из жизни» открывается бесконечное душевное богатство, сложность психологических состояний; «Лотос» из цикла «Мирты», «Лунная ночь» из цикла «Круг песен» (соч. 39), две песни — «Тихая любовь» и «Тихие слезы» из «Двенадцати стихотворений Юстиниуса Кернера». Лишь «Моя роза» — песня, вошедшая в число «Шести стихотворений Николая Ленау», — создана в последний период творчества Шумана, в 1850 году.