Психологическая стратегия воспитания личности
Автор кандидат психологических наук А. Г. Асмолов
Читает Е. Леонов
Звукорежиссер Н. Чибисова. Редактор Е. Ермакова
Художественное оформление Б. Столярова
Запись 1987 г.
В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личности. Это чувство проявляется тогда, когда общество вспоминает, что великие стройки делаются не только ради великих строек, но и во имя самих строителей. Вдруг обнаруживается, что строители — это не только «бойцы за выполнение директив», «работники», «кадры», но и люди.
Вот тогда-то пробивает час, когда вечные вопросы «что есть человек», «как рождается личность», «чему учить и для чего учить» в буквальном смысле слова прорываются в фокус общественного сознания. На страницах газет и журналов одна за другой вспыхивают дискуссии о проблемах образования и воспитания. Социологи и рабочие, экономисты и врачи, представители самых различных специальностей вглядываются я жизнь нашей школы, предлагают разные решения и, главное, ждут перемен. Иными словами, в обществе начал оформляться подлинный социальный заказ на исследование закономерностей психологии и социологии развития человека, на разработку психологической стратегии воспитания человека.
Именно обсуждению этой стратегии и посвящена беседа доцента факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреата Всесоюзного конкурса ЦК ВЛКСМ по общественным наукам А. Г. Асмолова. В самом начале лекции А Г. Асмолов ставит следующие вопросы: «В чем специфика трудностей, с которыми приходится сегодня сталкиваться ученику и учителю?», «Каковы причины появления социально-психологического инфаитилизма молодежи, бегства в «вечное детство», карнавала неформальных молодежных групп?», «Каковы социальные и психологические барьеры, вставшие на пути осуществления реформы школы?», «Как влияет образ личности в культуре на воспитание личности?» и, наконец, «Каковы общие методические принципы воспитания личности в психологии7»
Психологическая стратегия воспитания личности не может быть построена без понимания природы социологического и психологического возраста молодежи. Период юности не случайно называют возрастом бури и натиска. В этом возрасте школьники начинают с особым упорством искать свой путь в жизни, свое «Я». При этом они нередко превращаются в трудных подростков, и даже сами иногда с гордостью величают себя трудными подростками. И, поверьте, им действительно трудно быть молодыми. Встречаясь с ними в школе, на улицах или наблюдая за ними в таких фильмах, как «Плюмбум, или Опасная игра», «Легко ли быть молодым?», «Курьер», «Взломщик», все чаще спрашивают, откуда они пришли и куда идут, кто повинен в им появлении. Если виновника ищут, то он рано или поздно находится. Так и сейчас движимое беспокойством за будущее культуры общественное мнение с излишней поспешностью нашло козла отпущения. Им оказалась школа. Ахиллесова пята этого приговора школе за духовные раны молодежи состоит в том, что за ним молчаливо проступает взгляд на школу как на вырванный из общества социальный институт обучения и воспитания подрастающего поколения, Между тем проведение реформы школы до перестройки общества в чем-то похоже на попытку перепрыгнуть пропасть в два прыжка. Системное рассмотрение школы в обществе — первый шаг построения психологической стратегии воспитания личности. Другой шаг, связанный с ответом на вопрос, с чего же начинать воспитание личности ученика, состоит в следующем: начинать нужно с изменения отношения к учителю, с перестройки социального статуса учителя в культуре. До тех пор пока учителей будут зачислять наряду с другими человековедами в многочисленную армию работников сферы непроизводительного труда, к ним и будут относиться как к работникам, не производящим ценностей. Не только общество, но и сам учитель должен осознать, что он — работник трудоемкого духовного производства личности. Ценность личности ученика начинается с ценности личности учителя.
От образа личности в культуре зависят действия, нацеленные на воспитание личности. Если, как иногда считают, за проявлениями детской жестокости стоят гены, то в помощники к педагогам нужно срочно звать специалистов по генной инженерии, а психологам и социологам удрученно разводить руками, говоря: что выросло, то выросло. Если же личность, по меткому ироничному выражению классика советской психологии Л. С. Выготского,— кожаный мешок с условными рефлексами, то педагогика воспитания сведется к удачному подбору стимулов и подкреплений. на которые будут послушно реагировать живые автоматы. Если же личность — пристрастное активное существо, порождаемое жизнью в обществе, стремящееся к достижению целей и отстаивающее своими делами тот или иной социальный образ жизни, то в центре педагогики воспитания встанет сотрудничество, организация совместной деятельности между людьми.
Последствия порой встречающегося сведения личности к ее прошлому опыту, сумме индивидуальных знаний, привычек и условных рефлексов трудно переоценить. Одним из последствий такого понимания является неявная подмена в школе воспитания обучением, иллюзия, что воспитать — значит объяснить. Об исчезновении воспитания в школе начинают с болью говорить в последнее время некоторые писатели. Но выход из создавшейся ситуации они ищут опять же исходя из того, что природа личности заключена в самой натуре отдельного человека.
Так где же выход? В лекции рассказывается, что он связан с пониманием личности, предлагаемым советской культурно-историческои психологией человека.