Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Психологическая стратегия воспитания личности
Автор кандидат психологических наук А. Г. Асмолов
Читает Е. Леонов

Звукорежиссер Н. Чибисова. Редактор Е. Ермакова
Художественное оформление Б. Столярова
Запись 1987 г.

В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личности. Это чувство проявляется тогда, когда общество вспоминает, что великие стройки делаются не только ради великих строек, но и во имя самих строителей. Вдруг обнаруживается, что строители — это не только «бойцы за выполнение директив», «работники», «кадры», но и люди.
Вот тогда-то пробивает час, когда вечные вопросы «что есть человек», «как рождается личность», «чему учить и для чего учить» в буквальном смысле слова прорываются в фокус общественного сознания. На страницах газет и журналов одна за другой вспыхивают дискуссии о проблемах образования и воспитания. Социологи и рабочие, экономисты и врачи, представители самых различных специальностей вглядываются я жизнь нашей школы, предлагают разные решения и, главное, ждут перемен. Иными словами, в обществе начал оформляться подлинный социальный заказ на исследование закономерностей психологии и социологии развития человека, на разработку психологической стратегии воспитания человека.
Именно обсуждению этой стратегии и посвящена беседа доцента факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреата Всесоюзного конкурса ЦК ВЛКСМ по общественным наукам А. Г. Асмолова. В самом начале лекции А Г. Асмолов ставит следующие вопросы: «В чем специфика трудностей, с которыми приходится сегодня сталкиваться ученику и учителю?», «Каковы причины появления социально-психологического инфаитилизма молодежи, бегства в «вечное детство», карнавала неформальных молодежных групп?», «Каковы социальные и психологические барьеры, вставшие на пути осуществления реформы школы?», «Как влияет образ личности в культуре на воспитание личности?» и, наконец, «Каковы общие методические принципы воспитания личности в психологии7»
Психологическая стратегия воспитания личности не может быть построена без понимания природы социологического и психологического возраста молодежи. Период юности не случайно называют возрастом бури и натиска. В этом возрасте школьники начинают с особым упорством искать свой путь в жизни, свое «Я». При этом они нередко превращаются в трудных подростков, и даже сами иногда с гордостью величают себя трудными подростками. И, поверьте, им действительно трудно быть молодыми. Встречаясь с ними в школе, на улицах или наблюдая за ними в таких фильмах, как «Плюмбум, или Опасная игра», «Легко ли быть молодым?», «Курьер», «Взломщик», все чаще спрашивают, откуда они пришли и куда идут, кто повинен в им появлении. Если виновника ищут, то он рано или поздно находится. Так и сейчас движимое беспокойством за будущее культуры общественное мнение с излишней поспешностью нашло козла отпущения. Им оказалась школа. Ахиллесова пята этого приговора школе за духовные раны молодежи состоит в том, что за ним молчаливо проступает взгляд на школу как на вырванный из общества социальный институт обучения и воспитания подрастающего поколения, Между тем проведение реформы школы до перестройки общества в чем-то похоже на попытку перепрыгнуть пропасть в два прыжка. Системное рассмотрение школы в обществе — первый шаг построения психологической стратегии воспитания личности. Другой шаг, связанный с ответом на вопрос, с чего же начинать воспитание личности ученика, состоит в следующем: начинать нужно с изменения отношения к учителю, с перестройки социального статуса учителя в культуре. До тех пор пока учителей будут зачислять наряду с другими человековедами в многочисленную армию работников сферы непроизводительного труда, к ним и будут относиться как к работникам, не производящим ценностей. Не только общество, но и сам учитель должен осознать, что он — работник трудоемкого духовного производства личности. Ценность личности ученика начинается с ценности личности учителя.
От образа личности в культуре зависят действия, нацеленные на воспитание личности. Если, как иногда считают, за проявлениями детской жестокости стоят гены, то в помощники к педагогам нужно срочно звать специалистов по генной инженерии, а психологам и социологам удрученно разводить руками, говоря: что выросло, то выросло. Если же личность, по меткому ироничному выражению классика советской психологии Л. С. Выготского,— кожаный мешок с условными рефлексами, то педагогика воспитания сведется к удачному подбору стимулов и подкреплений. на которые будут послушно реагировать живые автоматы. Если же личность — пристрастное активное существо, порождаемое жизнью в обществе, стремящееся к достижению целей и отстаивающее своими делами тот или иной социальный образ жизни, то в центре педагогики воспитания встанет сотрудничество, организация совместной деятельности между людьми.
Последствия порой встречающегося сведения личности к ее прошлому опыту, сумме индивидуальных знаний, привычек и условных рефлексов трудно переоценить. Одним из последствий такого понимания является неявная подмена в школе воспитания обучением, иллюзия, что воспитать — значит объяснить. Об исчезновении воспитания в школе начинают с болью говорить в последнее время некоторые писатели. Но выход из создавшейся ситуации они ищут опять же исходя из того, что природа личности заключена в самой натуре отдельного человека.
Так где же выход? В лекции рассказывается, что он связан с пониманием личности, предлагаемым советской культурно-историческои психологией человека.