КАМЕРТОН ЭСТРАДЫ
ЛАУРЕАТЫ «ЮРМАЛЫ-88»
Началось всё в этом году на конкурсе... с ромашки. Зрители, члены жюри да и сами участники не придали особого значения большой ромашке в общем декоративном интерьере сцены. Волнуясь перед жеребьёвкой, каждый из конкурсантов по просьбе ведущего Юрмальского смотра молодых дарований Юрия Николаева как бы мимоходом оставил свой автограф на цветочном лепестке. И вдруг выяснилось: ромашка-то с секретом! У неё ровно 22 лепестка — по числу собравшихся певцов. На обратной стороне лепестка оказался порядковый номер выступающего на конкурсе. Так обычно самая напряжённая процедура была остроумно превращена в милую шутку.
Ну, а дальше... Как на любом соревновании, члены жюри выставляли свои оценки, общий результат которых вспыхивал на табло. Казалось, от этих цифр веяло ветерком, и под его дуновением лепестки ромашки осыпались. Ко второму туру их осталось двенадцать. Двенадцать дипломантов конкурса.
И вот финал. Позади восторги и разочарования зрителей, радости и огорчения участников конкурса. Их пятеро — победителей этого песенного марафона. И среди них единственная женщина — Азиза Мухамедова.
С той минуты, как только она решила принять участие в Юрмальском конкурсе, Азиза была уверена, что не останется за чертой победителей. Эту уверенность подкрепляли и девять лет на профессиональной сцене, и опыт участия в подобных соревнованиях (в 1981 году группа «Садо», в составе которой выступала Азиза, тогда ученица 9-го класса, завоевала 1-ю премию конкурса в Ялте), и консерваторский диплом пианистки. У Азизы хорошие вокальные данные, она пластична, умеет превратить каждую песню в маленькое сценическое действо, поэтому не оказаться под влиянием её обаяния трудно даже строгим судьям. И как результат — 3-я премия.
Каститис Кербедис оказался на одной пьедестальной ступеньке с Азизой. Живёт он в литовском городке Паневежисе. Учился играть на скрипке. В отличие от живой, непосредственной Азизы до конца конкурса был замкнут, сосредоточен, избегал общения с журналистами. Доставшийся по жеребьёвке 13-й номер особых эмоций не вызвал. (Может, скрытность характера проявилась и в этом.) Но своим выступлением он развеял стереотипное представление о холодном литовском нраве. На сцене был заразительно контактен со зрительным залом, привлёк внимание своим репертуаром и темпераментным его исполнением. Особняком, отличным от всех конкурсантов, стоял Зигфрид Муктупавелс (2-я премия). Члены жюри, представители прессы и многочисленные телезрители, приславшие телеграммы, называли Зигфрида самым ярким открытием «Юрмалы-88». Он действительно прежде всего привлекает самобытностью. «Викинг из далёкого средневековья», как кто-то назвал его, удивительно органично вписался в сегодняшнее эстрадное представление. При этом принёс из прошлого на сцену почти утраченную манеру народного латышского пения и музицирования, ту силу страстей, которые кипят внутри и никак не обнаруживаются внешне.
Первое место занял эстонский певец Эрих Кригер. Это сложившийся артист с прекрасным голосом. Пожалуй, он один из немногих, кто мог бы предложить здесь же целую сольную программу, яркую, очень своеобразную. Правда, когда он слышит о себе слова «сложившийся артист», то несколько иронично усмехается: «Я ещё только учусь на 3-м курсе консерватории. Так что будущее покажет, так ли это».
Высшую оценку получил в этом году москвич Александр Малинин — лидер обоих туров. За что и был удостоен наград: в первом туре — торта, специально испечённого для победителя местными кондитерами, во втором — «Гран-при» «Юрмалы-88».
Что выделило Александра Малинина из группы лидеров? Хочу сослаться на слова композитора Ю. Саульского: «Он как раз из тех, кто может повести за собой большую аудиторию. И в своих выступлениях показал, что он не просто певец. Александр Малинин — личность! У него своя жизненная и творческая позиция. А это очень важное свойство любого человека, особенно в наше время».
Людмила ДУБОВЦЕВА
На фото А. ЛИДОВА лауреаты «Юрмалы-88»: Александр Малинин, Эрих Кригер, Азиза Мухамедова, Каститис Кербедис, Зигфрид Муктупавелс.