КАМЕРТОН ЭСТРАДЫ
АНСАМБЛЬ «ЮРАЙЯ ХИП»
Естественно, когда речь заходит об этом ансамбле, сразу же вспоминаются его недавние гастроли в СССР и совместные выступления с нашими «Землянами». О «Землянах» я скажу чуть позже, а сначала еще раз уточним координаты «Юрайя Хип» на небосклоне рок-музыки. К моменту рождения этого ансамбля в 1970 году группа «Битлз», господствовавшая в умах любителей рока в 60-х годах, прекратила существование, а «Роллинг Стоунз» — знаменитость № 2 — стала терять поклонников. К зениту двинулись новые группы, работавшие в иных стилях. Группа «Юрайя Хип» шла вслед за ними. Пик её популярности пришелся на 1972 год (диски «Демоны и колдуны» и «День рождения волшебника»), но в целом успех сопутствует «Юрайя Хип» и сейчас. Прежде чем разобраться в корнях этого успеха, несколько слов о названии группы. Музыканты решили принять имя главного отрицательного персонажа романа Диккенса «Дэвид Копперфилд» Уриа Гиппа (более привычная для нас транскрипция этого имени), когда в Англии отмечалось столетие со дня смерти писателя — это было как раз в 1970 году. Выбор вполне в традициях рок-музыкантов: шокировать публику, привлечь внимание... Трудно объяснить однозначно причины успеха. Видимо, свою роль сыграла та общественная атмосфера апатии и разочарования, которая пришла на смену бурным молодёжным выступлениям протеста в конце 60-х годов. По выражению известного западногерманского рок-певца Удо Линденберга, «людей потянуло улечься в духовный гамак». Пробудить их от спячки могли более напористые, динамичные музыкальные стили, в первую очередь «хард-рок». Все в нём было непривычно: одежда исполнителей и их манера держаться на сцене, мелодика и аранжировки, повышенная громкость звука и внешний вид инструментов, световые и пиротехнические решения, наконец, режиссура шоу. С улиц взрывы и крики пришли на рок-сцену, став и отголоском минувших событий, и мощным средством воздействия на новое поколение зрителей.
Поначалу ансамбль «Юрайя Хип» ничем не выделялся среди коллег по жанру (один американский критик даже писал: «Если уж и эти добьются успеха, я покончу с собой!»), но через год группа обрела свое лицо. Удачно найденный приём — сочетание звучащих в унисон гитарных и клавишных аккордов с многоголосием, порой напоминающим манеру «Бич Бойз». обеспечил завидное долголетие таким композициям. как «Июльское утро». «Легкая жизнь». «Посмотри на себя». «Цыганка». За время существования ансамбль выпустил 19 альбомов общим тиражом в 30 миллионов экземпляров. «Юрайя Хип» несколько раз объехал мир и к 1987 году, пожалуй, не был только у нас.
Правда, из основателей верен ансамблю остался лишь гитарист Мик Бокс. Клавишник Фил Ланзон и певец Берни Шоу пришли в группу чуть больше года назад.
Концерты «Юрайя Хип» в Ленинграде и Москве прошли с большим успехом.
Выбор репертуара, профессионализм, темперамент музыкантов, умелое сочетание звука со светом — все это было по достоинству оценено нашей публикой.
Однако, к сожалению, бочка меда не обошлась без ложки дегтя. Вернее, без двух. Первая — это огромное, огороженное барьерами и оцепленное милицией пустое пространство перед сценой «Олимпийского» в Москве. Обычно оно было занято партером, а на сей раз лишь отделяло музыкантов от зрителей. Зрители, к примеру, с удовольствием откликнулись на приглашение Берни Шоу спуститься к сцене и потанцевать. Но энтузиастов стали решительно, а порой не очень-то вежливо выдворять из зала. На пресс-конференции Мик Бокс и импресарио Ласло Хегедюш заявили: «Мы приехали не только выступать, но и общаться, однако общения не получается: мы почти не видим и не слышим тех, кто пришел на концерт, а они — нас». Известно, что сама форма концертов рок-групп подразумевает контакт зала с музыкантами. Пора перестать бояться этого...
А теперь о второй ложке дёгтя. На каждом концерте выступлению «Юрайя Хип» предшествовала 40-минутная программа «Землян». И нельзя не отметить весьма прохладный прием, оказанный им публикой. «Земляне» уступали гостям и в зрелищности. и в мастерстве. Конечно, сама идея совместного выступления небезупречна. Зрители шли, конечно, на «Юрайя Хип». и любая наша группа неминуемо должна была восприниматься как «нагрузка». Но самое прискорбное — это реакция «Землян» на собственную неудачу. Руководитель группы В. Киселёв обвинил в ней советских журналистов, которые, дескать, приучили публику любить западную музыку и не любить отечественную. Оставив эту мысль на совести В. Киселёва и не вступая с ним в полемику, хотелось бы напомнить ему, что настоящий артист всегда отличается требовательностью к себе, а не стремлением свалить на других вину за свои неудачи.
Владимир ФРАДКИН
Фото А. ЛИДОВА
На двенадцатой звуковой странице вы услышите две композиции группы «Юрайя Хип» «Красные огни» (Бокс, Дэзли, Голби, Синклер) и «Вояки уик-энда» (Бокс, Дэзли, Голби, Синклер, Керслеик).