![Виртуальная клавиатура](/images/vkbd__.png)
![Наверх](/images/ArrowDown3.png)
В. В. Андреев принадлежит к тем людям, чья жизнь — «одна, но пламенная страсть». Всю свою энергию и время он отдал русской народной музыке, возрождению и распространению старинных народных инструментов, пропаганде музыкальной культуры среди народа.
Интерес к народной музыке у Андреева проявился в детстве, которое он провел в Тверской губернии, в имении родителей. Он рано выучился играть на народных инструментах и намного превзошел своих учителей — крестьян. Когда же подошло время выбрать жизненный путь, им уже полностью владела мысль посвятить себя русской народной музыке. Даже конфликт с семьей не заставил его отказаться от этого решения.
Андреев изучает русские и иностранные труды по музыке, законы акустики. По его чертежам известный петербургский мастер В. В. Иванов создает балалайку — звучный выразительный инструмент, народный в своей основе, сохранивший приемы игры, строй и форму.
Первые же выступления на эстраде, встреченные поначалу иронически, принесли ему огромный успех. Но Андреев мечтал не о личной славе, а о широком распространении незаслуженно забытого инструмента. Он хотел «всеми средствами способствовать развитию в возможно большем числе кружков любителей игры на балалайке, как на таком инструменте, который в совершенстве способен передавать народную песню».
Андреев разрабатывает новые типы балалаек: пикколо, приму, альт, бас и контрабас. Издает «Школу игры на балалайке», куда помещает и собственные обработки народных песен. Эти опыты положили начало его будущим занятиям композицией, многочисленным переложениям для балалайки.
Первый ансамбль балалаек был организован из музыкантов-любителей, игравших по слуху. Выступление состоялось в апреле 1888 года. Успех нового концерта превзошел все ожидания, и вскоре ансамбль получил всеобщее признание.
...Известный меценат и издатель М. П. Беляев устраивал в своем доме «музыкальные пятницы» — вечера, которые посещали П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, В. В. Стасов и другие прославленные русские музыканты. На один из вечеров был приглашен андреевский ансамбль. В ожидании «модной новинки» гости, признанные маэстро, пришли в веселое расположение духа. Семь балалаечников, корректных и элегантных, с достоинством заняли свои места. И вот в петербургском салоне слаженно и ясно зазвучали знакомые и в то же время неожиданно новые народные песни «Вдоль по Питерской», «Светит месяц», «Во саду ли, в огороде»... Громче всех аплодировал Петр Ильич Чайковский. Его одобрение: «Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре! По тембру — это незаменимый инструмент»,— разделялось всеми.
Популярность ансамбля вызвала появление множества подобных любительских кружков. В. В. Андреев был их неутомимым организатором до конца своей жизни. По его предложению были организованы курсы игры на народных инструментах для сельских учителей, он создал множество балалаечных кружков среди солдат петербургского гарнизона, в железнодорожных училищах, выступал с лекциями-концертами.
Параллельно Андреев продолжал работу по изучению и усовершенствованию народного инструментария. Народному инструментальному ансамблю нужен был дальнейший рост, новые краски. Новым инструментом стала домра. Этот инструмент, случайно найденный полуразвалившимся где-то в захолустье, Андреев изучил и улучшил; создал несколько типов домр и сделал их ядром нового оркестра. Ансамбль пополнился также тембрами жалейки, гусель, свирели, бубна, медных оркестровых ложек. К 1898 году он представлял собой уже оркестр из 25 человек. Новый оркестр получил название Великорусского.
Андреев оказался не только выдающимся организатором, но и блестящим дирижером. Под его управлением оркестр звучал как единый мощный инструмент. Он с успехом гастролировал и по России и за границей — во Франции, Германии, Англии, Канаде, США. Андреев был избран почетным членом французской Академии искусств, награжден орденом Почетного легиона.
На юбилейном концерте, посвященном 25-лзтию творческой и общественно-музыкальной деятельности Андреева, Федор Иванович Шаляпин произнес: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку-балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...» Высоко ценили Андреева Л. Толстой, М. Горький, И. Е. Репин, А. Тосканини.
В годы революции и гражданской войны ансамбль под новым названием «Первый народный Великорусский оркестр» выступал перед бойцами Красной Армии, в городах советских республик.
В советское время дело Андреева достигло огромных масштабов. По его пути пошли десятки тысяч музыкантов — любителей и профессионалов. Какой праздничный концерт обходится без выступления народных коллективов! Достаточно назвать здесь широко известный Русский народный оркестр имени В. Андреева, Государственный русский народный оркестр имени Н. П. Осипова, Народный оркестр хора имени Пятницкого, наконец, оркестр «Балалайка».
Живы и произведения Андреева. Он — автор около 40 сочинений — вальсов, мазурок, полонезов, маршей. Эти оркестровые пьесы отличаются мелодичностью и художественным вкусом. Вальсы Андреева «Воспоминание о Вене», «Фавн», «Орхидея», «Метеор» и другие были очень популярны в свое время и составили ему славу «русского Штрауса». Они и сегодня занимают прочное место в репертуаре солистов-балалаечников и народных оркестров.
Л. Венцлавович