Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Джульярдский струнный квартет — один из лучших камерных ансамблей не только в США, но и на концертной эстраде всего мира в период 1950—1960-х годов. В это время музыканты соперничали в популярности у слушателей с такими прославленными, всемирно известными коллективами, как Будапештский квартет из США и квартет «Амадеус» из Великобритании. Джульярдский квартет дважды побывал на гастролях в СССР, завоевав симпатии слушательской аудитории как в классическом репертуаре, так и исполнением произведений композиторов XX века. Ансамблю «Джульярдцев», помимо высочайшего профессионального мастерства (каждый из музыкантов — инструменталист экстракласса) и тонкого ощущения индивидуального авторского стиля, присуще развитое чувство импровизационного начала в камерном исполнительстве. «Джульярдцы» увлекаются исполняемой музыкой, своей игрой и увлекают ею слушателей. Это драгоценное качество квартета не противоречит тому, что основной план интерпретации всегда хорошо продуман, логичен и ясен. В нашей стране пластинка с записями Джульярдского квартета выходит впервые и для многих явится первым знакомством с замечательным ансамблем, тем более ценным, что здесь в первый раз в грамзаписи представлено «живое» искусство квартета, зафиксированное во время концерта.
Джульярдский струнный квартет был основан еще в 1946 году известным американским композитором Уильямом Шуменом, позднее его базой стала знаменитая нью-йоркская Джульярдская музыкальная школа, от названия которой происходит и название ансамбля. В составе квартета были юные музыканты. Первый скрипач Роберт Манн, ученик Эдуарда Детье, воспитанник Джуль-ярдской школы, выступал часто и как солист. Исидор Коэн сменил в 1958 году за пультом второй скрипки музыканта первого состава Роберта Коффа. Альтист Рафаэль Хиллер работал в квартете со дня основания до 1969 года. Клаус Адам играл в ансамбле «Джульярдцев» с 1955-го по 1974 год, он был в квартете преемником первоклассного виолончелиста Артура Винограда, известного также работой и за дирижерским пультом.
В 1962 году Джульярдский квартет сменил свою «резиденцию». Его базой стала библиотека Конгресса в Вашингтоне, но название ансамбля осталось прежним — не было смысла его изменять, репутация Джульярдского квартета в это время была очень высока как в Америке, так и в Европе, где они неоднократно с неизменным успехом гастролировали. Исполнение квартетов Мендельсона, как и квартетов Брамса и Бартока, относится к наивысшим достижениям ансамбля и снискало ему особое признание. Квартеты Мендельсона постоянно входили в концертные программы «Джульярдцев» и записывались ими на пластинки.
* * *
Инструментальные ансамбли Феликса Мендельсона-Бартольди занимают важное место в его творческом наследии. Перу композитора принадлежат Октет и семь квартетов для струнных, Секстет, три квартета и два трио для фортепиано и струнных, две скрипичные и две виолончельные сонаты, две пьесы для кларнета, бассет-горна и фортепиано. Как и большинству произведений Мендельсона, его камерным ансамблям свойственны мелодическая красота и ясность драматургии, органичное сочетание романтической взволнованности и классической стройности, всестороннего использования сложного арсенала композиционных средств и удивительной простоты и доходчивости музыки.
Струнный квартет № 2 ля минор, соч. 13 был написан в 1827 году. В этом жанре в творчестве композитора ему предшествовал только юношеский Квартет ми-бемоль мажор (1823), не издававшийся Мендельсоном и не имеющий порядкового номера; Квартет № 1 ми-бемоль мажор, соч. 12 был создан двумя годами позже Квартета № 2.
Квартет ля минор — одно из лучших произведений молодого композитора. Несмотря на ощутимые бетховенские влияния, музыка его полностью самобытна. Здесь господствуют драматические образы, во многом предвещающие бессмертную «Шотландскую» симфонию, соч. 56, написанную в той же тональности. Но от сурового, «северного» колорита Симфонии Квартет отличается мягкой элегичностью, окрашивающей даже самые взволнованные его страницы.
Словно следуя за Францем Шубертом, часто включавшим в инструментальные ансамбли мелодии своих песен, композитор использует в обрамляющих произведение Adagio музыку песни «Вопрос», соч. 9 № 1 на слова Фосса (Й. Г. Дройзена), созданной в том же 1827 году. Ласковые и нежные вопрошающие мотивы определяют облик краткого ля-мажорного медленного вступления. Резкий контраст вносит исполненное драматической взволнованности Allegro vivace. Бурлящие фигурации предшествуют появлению страстно-экспрессивной главной темы, ярко предвещающей первую часть «Шотландской» симфонии. Побочная партия близка ей по настроению, но отличается более сдержанным, печальным обликом. В разработке развитие начальных фигураций и маршевых пунктирно-ритмованных мотивов главной темы обретает бурно-патетический характер, чередуясь с моментами усталой задумчивости. Драматическая кульминация сосредоточена в энергичной коде.
Обрамляющие построения второй части, фа-мажорного Adagio non lento в сложной трехчастной структуре, проникнуты светлой лирической задушевностью. В основе развернутой середины — фугато, в минорной ладовой окраске и стонущих хроматизмах которого слышны интонации боли и страдания (прототипом этого раздела, очевидно, явилось фугато во второй части бетховенского Квартета № 11, соч. 95). В центре композиции звучит краткий эпизод Più animato, основанный на взволнованных речитативных фразах первой скрипки, после чего возобновляется фугато на тему в обращении. Экспрессивная кульминация сменяется возвращением начальной мажорной темы, мелодия фугато напоминает о себе в умиротворенной коде.
В третьей части, Intermezzo, также сопоставлены два контрастных образа. В крайних разделах, Allegretto con moto, звучит простая и печальная песенная мелодия. Изящный каприччиозный средний эпизод, Allegro di molto ля мажор, развивает краткий отрывистый мотив, звучащий легко и воздушно. В таинственном истаивающем заключении его интонации объединяются с начальной темой.
Финальное Presto в сонатной структуре воскрешает патетические образы первой части. Открывающий его взволнованный речитатив первой скрипки на фоне бурного тремоло, очевидно, вдохновлен первой частью бетховенской Семнадцатой фортепианной сонаты, соч. 31 № 2. Стремительная, драматичная главная тема — основной образ финала, дополняемый тревожной, ритмически упругой побочной партией. Разработка открывается фугато на хроматическую тему из середины второй части, к которой постепенно присоединяются интонации мелодий финала. В коде скорбное звучание темы фугато на тремолирующем фоне и краткий речитатив первой скрипки соло сменяются музыкой ля-мажорной интродукции к первой части, светло и спокойно завершающей произведение.
Квартеты № 3 ре мажор, соч. 44 № 1 и № 5 ми-бемоль мажор, соч. 44 № 3 были написаны в Лейпциге в 1838 году и объединены под одним опусом с возникшим в предыдущем году Квартетом № 4 ми минор, соч. 44 №2. 16 февраля 1838 года Квартет № 3 был исполнен скрипачом Фердинандом Давидом и музыкантами лейпцигского «Гевандхауза».
Квартет ре мажор, как и другие два произведения опуса, — замечательное творение зрелого мастера, поражающее совершенством и вдохновением. Если Квартет № 2 перекликался по характеру с «Шотландской» симфонией, то Квартет № 3 с его светлой жизнерадостностью первой части, солнечным менуэтом, меланхолическим Andante и тарантелльным финалом вызывает в памяти возникшую ранее «Итальянскую» симфонию ля мажор, соч. 90.
Стремительная скрипичная мелодия, открывающая начальное Molto Allegro vivace и сопровождаемая возбужденным тремоло, исполнена безудержной радости, энергии и блеска, оттеняясь вторым образом главной партии — более спокойным и лиричным. Песенная побочная тема, поначалу окрашенная в затаенно-тревожные минорные тона, быстро просветляет колорит. Мотивно-полифоническое развитие обеих мелодий главной партии в разработке увлекательно и динамично; возникающая временами драматическая напряженность не в состоянии надолго омрачить праздничную атмосферу.
Во второй части, Menuetto. Un poco Allegro, танцевальность сочетается с ласковой задушевностью. Светлая и ясная музыка обрамляющих разделов сменяется в си-минорном трио легким оттенком печали. Наигрыши первой скрипки сопровождаются выдержанными «волыночными» басами, сменяясь в развивающих построениях полифонической фактурой и напоминая о себе в тихой, словно истаивающей коде.
Третья часть, Andante espressivo ma con moto си минор в сонатной форме без разработки, напоминает многие фортепианные «Песни без слов». Безыскусные песенные мелодии главной и побочной тем, звучащие у первой скрипки, полны нежной и тихой грусти, которую усиливают жалобные хроматические интонации.
Финальное Presto con brio в сонатной форме выдержано в характере огненной сальтареллы. Безостановочное движение стремительного итальянского танца зарождается в энергичных вступительных аккордах главной партии, продолжено в пестрящем модуляциями связующем разделе и, слегка приостановившись в более спокойной и напевной побочной теме, вспыхивает с новой силой. Поражает своей динамичностью и полифоническим мастерством разработка, вступающая в новую фазу уже после репризы главной темы. Возникающий здесь фугированный эпизод получает отражение в исполненной праздничного ликования коде.

ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990
Всесоюзная студия грамзаписи. Архивные записи, 1961, 1965 гг.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок 1991 Зак. 612, Тираж 5000 Арт. 10-9. Цена 1 руб. 45 коп.