Эта программа была записана в невиданно короткие сроки: одиннадцать песен за три дня мая — июня 1980 года. Когда Клавдию Шульженко спросили, как удалось ей сделать это, она ответила: «Для этого потребовалось три дня и вся жизнь!»
На март 1981 года пришлись две юбилейные даты жизни народной артистки СССР Клавдии Шульженко: 75 лет со дня рождения и 55 лет деятельности. И вот уникальный случай в истории эстрадного искусства — свой юбилей актриса встречает в расцвете творческих сил. Достаточно сказать, что на 75-м году жизни Шульженко в сопровождении ансамбля солистов оркестра Большого театра, которым руководил Г. Рождественский, записала кантату современного французского композитора Дариуса Мийо «Матьи дитя» (вошедшую в пластинку «Мелодекламации») и выпустила свою новую пластинку-гигант «Портрет». Ее название символично. Оно напомнит слушателям о творческом пути певицы, даст возможность убедиться в разнообразии шульженковской лирики. «Клавдия Шульженко для меня—эталон эстрадной певицы,—сказал Л. О.Утесов, прослушав эту пластинку. — Я всегда получал и продолжаю получать подлинную радость от встречи с ней, от ее творчества и отношения к песенному искусству. Судьба артиста всегда вызывает интерес. Судьба же такой эстрадной актрисы, какой является Клавдия Шульженко, интересна вдвойне: ведь ее творческий путь — это борьба за свое искусство, утверждение человеческих идеалов, это и вечное творческое волнение. Я всегда знал, как Шульженко строга и требовательна к себе, как она трудолюбива, с каким энтузиазмом работает над каждой своей песней, как долго и тщательно шлифует ее, прежде чем исполнить с эстрады. Новая программа еще раз подтверждает это. Ведь слушатель не всегда сознает, какой труд вкладывает исполнитель в создание своего репертуара, в отбор, разучивание, а главное — в создание образа песни. Но когда возникает вопрос, почему Шульженко удается то, что недоступно другим, то хотелось бы сказать следующее. Как-то Эдит Пиаф заметила: «Вы, думаете, у нас нет певцов? Их тысячи. Но дайте мне личность!» Клавдия Шульженко на эстраде всегда личность. Она знает, о чем хочет говорить со слушателем, знает и то, каким должен быть этот разговор. В содружестве «композитор — поэт — исполнитель» она всегда равноправный соавтор. Это и делает ее песни непохожими на песни других исполнителей».
Коротко о песнях, включенных в программу.
Танго «Портрет» Шульженко впервые исполнила в 30-х годах. В ту пору она выступала в спектаклях-обозрениях Московского и Ленинградского мюзик-холлов, участвовала в эстрадных концертах, где ее аккомпаниаторами были Михаил Корин и Анатолий Крахмальников. Тогда же «Портрет» на одной из ленинградских полукустарных студий был записан на обычную пластинку с фортепианным сопровождением. Популярное танго исполняли и другие певцы, но с сокращенным текстом. Ныне Шульженко воскресила его в оркестровом варианте с полным текстом поэта Михаила Орцеви.
Песня-вальс «Синеглазка» написана в 1972 году для кинофильма «Юнга Северного флота» и тогда же исполнена Шульженко под рояль в тон-ателье киностудии им. Горького. Для пластинок певица записала ее впервые, работая над данной программой.
«Размышление» — одна из новых песен репертуара Шульженко. Песня эта связана с любовью к родным местам, где герой родился и вырос, верность которым он навсегда сохранил в своем сердце. Исполнение этой песни певица посвятила памяти писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина.
Песня «Молчание» написана И. О. Дунаевским в 1953 году специально для Клавдии Шульженко, снимавшейся в фильме-концерте «Веселые звезды». Это одно из самых любимых произведений певицы, не сходящее с ее афиш. В его музыке, оригинальной, далекой от вальсовых стандартов, есть особая «негромкость», в которой заключено большое внутреннее волнение. Лиризм и задушевность, столь свойственные дарованию Шульженко, придают песне неповторимый облик, блестяще воплощают замысел композитора, создавшего произведение для исполнительницы, богатые творческие возможности которой ему были хорошо известны.
«А снег повалится» на стихи Евг. Евтушенко — один из романсов, которые певица охотно включает в программы своих концертов. Для диска «Портрет» Шульженко «прочла» этот романс заново, исполнив его в сопровождении оркестра.
«Бабушкино танго» на пластинку записано впервые. По возрасту оно (несмотря на то, что оно «бабушкино») самое молодое в репертуаре Шульженко: премьера этой песни состоялась на Центральном телевидении в «Новогоднем огоньке» 1 января 1978 года.
«Когда-нибудь» — лирические куплеты, впервые исполненные в программе юбилейного концерта в Колонном зале Дома Союзов 10 апреля 1976 года. В этой песне ярко проявилось мастерство певицы, умеющей совмещать как будто несовместимое — настроение светлой грусти и легкой иронии.
«Былое увлеченье» написано специально для Шульженко в 1944 году «королем танго» Оскаром Строком, в то время пианистом-концертмейстером джаз-ансамбля, одним из художественных руководителей которого была сама певица. Спустя тридцать пять лет после первой записи на обычные пластинки Шульженко вернулась к этому полюбившемуся многим слушателям произведению.
«Старинный вальс» родился по инициативе исполнительницы: как-то она рассказала композитору и поэтессе о том, как держала экзамен в театр и как Н. Н. Синельников предложил ей сыграть этюд с веером «На балу». Сюжет этюда и лег в основу «Старинного вальса», который впервые был исполнен певицей в 1952 году и с тех пор постоянно в ее репертуаре. В этой игровой миниатюре раскрывается отточенное артистическое мастерство Шульженко, умеющей мгновенно переходить от одного душевного состояния к другому.
Песня «Настанет день» появилась за год до окончания Великой Отечественной войны. В ней — радость близкой победы, надежда на скорую встречу с любимыми, свято хранящими верность тем, кто отстаивал Родину в боях с врагами. Авторы этой песни композитор Борис Фомин и поэт Павел Герман в течение ряда лет сотрудничали с Клавдией Шульженко. Их произведения постоянно звучали в концертных программах певицы.
«Синий платочек» был написан в 1940 году. Весной 1942 года лейтенант Михаил Максимов, находящийся в частях действующей армии, написал к ставшей популярной мелодии новые слова. «Случайная встреча с автором нового текста, - рассказывает Клавдия Шульженко, — дала мне возможность стать первой исполнительницей военного варианта «Синего платочка». Обычно я долго работаю над песней, но «Платочек» спела после одной репетиции. С тех пор не было в моей жизни ни одного концерта, где бы она не звучала. В новом «Синем платочке» рассказывалось о разлуке с любимой, проводах на фронт, о том, что в бою солдаты помнят своих любимых, то есть о том, что волновало моих слушателей. В отличие от довоенного варианта синий платочек стал не девичьим атрибутом, что «мелькнет среди ночи», а символом верности солдата, сражавшегося за тех, с кем его разлучила война, «за них, желанных, любимых, родных», «за синий платочек, что был на плечах дорогих».
Г. Скороходов
Ленинградский завод