Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
А. ДВОРЖАК (1841-1904)
9-я (5-я) СИМФОНИЯ ми минор, соч. 95 "Из Нового Света"

Сторона 1:
1. Adagio. Allegro Molto
2. Largo

Сторона 2:
3. Scherzo. Molto Vivace
4. Allegro Con Fuoco

Государственный академический симфонический оркестр, дирижер Н. Аносов

Художественное наследие Дворжака велико и многообразно. Он — автор ряда опер, среди которых наиболее популярны «Русалка» и «Черт и Кача» (обе идут на сценах советских театров), симфонические произведения, множество вокальных и инструментальных пьес.
Мировое признание А. Дворжаку принесли его «Славянские танцы» и «Славянская рапсодия» для симфонического оркестра, в которых правдиво и ярко запечатлены живые картины народного быта, лирика и юмор.
В 1890 году по инициативе П. И. Чайковского, высоко ценившего талант чешского композитора, А. Дворжак предпринял концертную поездку в Россию. С тех пор музыка Дворжака пользуется неизменной любовью в нашей стране.
С сентября 1892 года по май 1895 года Дворжак жил в США и стоял во главе Нью-Йоркской консерватории. Изучение музыкального фольклора, особенно музыки негров, нашло отражение в его Пятой симфонии, известной под названием «Из Нового света» и проникнутой горячими симпатиями к негритянскому народу. Дворжак писал: «Я стремился воспроизвести в моей симфонии характер негритянских и индийских мелодий. Я не использовал ни одной из этих мелодий. Я просто писал характерные мелодии, введя в них черты индейской музыки, и, используя эти мелодии в качестве своих тем, я развивал их, применяя все достижения современного ритма, гармонии, контрапункта и оркестрового колорита».
Пятая симфония (ми минор) написана для обычного (парного) состава оркестра и состоит из четырех частей.
Первая часть. Появление главной темы — Al’eqro molto — предваряется кратким вступлением — Adagio — мрачного, скорбного характера. Затем валторны начинают мужественную и энергичную тему, ритмический рисунок которой близок негритянским песням. На призыв валторн отвечают кларнеты и фаготы. Музыка окрашивается в мягкие тона, родственные мелодиям славянских танцев. После нескольких проведений главной темы, звучащей у разных групп инструментов, слышится спокойная и ласковая мелодия (флейты и гобои), за ней возникает другая, первоначально интонируемая флейтой. Музыка приобретает все более напряженный драматический характер. Вновь вступает в свои права призывная тема. Исполненное внутренней динамики, повествование завершается яркой и мощной кодой.
Вторая часть — Largo — первоначально называлась «Легендой». Это один из прекраснейших образцов симфонической лирики Дворжака. Центральный образ второй части — нежная, задушевная песня в духе негритянских «спиритуэлс», порученная в начале английскому рожку, а затем скрипкам и виолончелям.
Третья часть. Скерцо — Molto vivace — искрящаяся весельем, полная радости и огня музыка, развивающаяся в движении народной пляски. В дальнейшем, в непринужденное веселье врывается звучащий в басах призывный клич, знакомый нам по первой части. Эти зовы как бы подготовляют героико-эпические образы завершающей, четвертой части симфонии.
Четвертая часть — Allegro con fuoco. Небольшое вступление приводит к изложению мощной и величественной темы маршевого характера, звучащей у валторн и труб на фоне энергичных и сильных аккордов оркестра. На смену ей приходит лирический эпизод: нежная песенная мелодия, которую поет кларнет в сопровождении тремолирующих аккордов у струнных. После разработки вновь возвращается могучая маршевая тема финала. Симфония завершается мажорным жизнеутверждающим звучанием всего оркестра.
Г. Шнеерсон