Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Эволюция итальянской инструментальной канцоны, прослеживающаяся от многоголосной песни XVI века до высших достижений барокко — фуги, сонат, концерта, составляет одно из важнейших звеньев в развитии западноевропейского музыкального творчества.
«Родоначальница» этой эволюции, французская многоголосная шансон, отличавшаяся живой грациозностью музыки и фривольным легкомыслием текста, пользовалась на протяжении столетия ни с чем не сравнимой благосклонностью публики. Именно популярности шансон было обязано появление их многочисленных переложений, в которых вокальные партии заменялись инструментальными. И хотя часть привлекательности, связанная со стихами, при этом утрачивалась, инструментальные варианты шансон продолжали иметь неизменный успех.
В последней четверти XVI века установился довольно определенный тип инструментальной пьесы, которую итальянские композиторы называли сапхоп francese (французская канцона) или сапхоп da sonar (инструментальная канцона). Мелодика канцоны уже не обязательно имела в своей основе подлинную французскую песню, однако характер музыки, некоторые особенности ритмики и структуры по-прежнему напоминали о ее происхождении.
Особенно значительную роль в преобразовании инструментальной канцоны сыграли композиторы венецианской школы, широко применявшие ее в разных случаях. Венецианцы сочиняли канцоны органные, в которых они могли показать свою виртуозность и полифоническую изобретательность; инструментальные — для четырех, пяти, шести партий, где выбор инструментов предоставлялся самим участникам ансамбля. А по праздникам,
в дни карнавалов, приема высоких гостей, отмечая выборы дожа, и в других государственных случаях в соборе св. Марка звучала торжественная, величественная музыка, в исполнении которой участвовали два органа, два или три инструментальных ансамбля. И эта музыка, поражавшая посетителей собора мощью, красотой звучания и разнообразием колористических эффектов, тоже была канцоной.
В то время когда в других городах Италии в соборах господствовало хоровое пение а cappella, а из инструментов в церковь допускался только орган, в Венеции под сводами Сан-Марко звучали тромбоны, корнеты, скрипки и даже лютни. Сан-Марко был единственным итальянским собором, находившимся в ведении и на попечении государства, а не церковных властей. Богослужения и концерты в Сан-Марко призваны были, прежде всего, демонстрировать могущество и независимый дух венецианской республики, и эта цель, скорее светского, нежели духовного назначения, определяла и репертуар духовных концертов: практически здесь можно было услышать любую инструментальную музыку, кроме танцев.
М. Давиденко

Ансамбль старинной музыки «Hortus musicus» — эстонский коллектив, посвятивший себя исследованию и исполнению музыки добаховского периода. В его репертуаре — искусство средневековья, ренессанса и раннего барокко. Начало деятельности коллектива относится к 1972 году. Сейчас в ансамбле шесть вокалистов (три женских и три мужских голоса) и семь инструменталистов (виолы, продольные флейты, тромбоны, цинки, орган, щипковые инструменты и др.). Художественным руководителем и дирижером с момента основания коллектива является талантливый музыкант Андрес Мустонен.