Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
К. В. ГЛЮК (1714—1787)
Увертюра к опере «Альцеста» — 11.18
Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде» — 11.48
(редакция Р. Вагнера)

В. А. МОЦАРТ (1756—1791)
Симфония № 33 си-бемоль мажор, KV 319
1. Allegro assai — 6.30

Сторона 2
2. Andante moderato — 5.30
3. Menuetto — 2.30
4. Finale. Allegro assai — 5.59
Б. СМЕТАНА (1824—1884)
Из чешских полей и лесов. Симфоническая поэма № 4 из цикла «Моя родина» — 12.11

Бамбергский симфонический оркестр. Дирижер ЙОЗЕФ КАЙЛЬБЕРТ

Реставраторы: Е. Дойникова (1—3), Н. Андреева (4)
Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Столяров

В ряду выдающихся дирижеров середины века Йозефу Кайльберту принадлежит почетное место. Замечательный музыкант, талантливый организатор, Кайльберт отличался поистине беззаветной преданностью своему делу. В нашей стране искусство этого первоклассного мастера, дирижера романтического направления почти неизвестно. Запись Кайльберта, выпущенная в СССР несколько лет назад («Волшебный стрелок» К. М. Вебера), была до сих пор единственной возможностью познакомиться с его творческим обликом. Настоящая пластинка является первой публикацией записей дирижера, сделанных в ранний период. В них Кайльберт демонстрирует все присущие ему и в дальнейшем отличительные качества: огромную волю, возвышенный пафос, романтическую настроенность эмоций в подлинно классических по благородству интерпретациях.
Йозеф Кайльберт родился в Карлсруэ 19 апреля 1908 года. В родном городе он получил профессиональную подготовку в Высшей музыкальной школе. Кайльберт очень рано начал самостоятельную деятельность. В семнадцать лет он уже совмещал работу виолончелиста в оперном оркестре с должностью коррепетитора (помощника дирижера, отвечающего за подготовку певцов к оркестровой репетиции). В 1935 году Кайльберт стал первым дирижером и художественным руководителем Баденской оперы. Его талант и организаторские способности были высоко оценены старшими коллегами. Не случайно его имя было названо Вильгельмом Фуртвенглером, когда его просили рекомендовать кого-либо на пост шефа оркестра «Deutsche Philarmonie» в Праге. С этим оркестром, в 1945 году переведенном в город Бамберг, Кайльберт был связан до конца жизни, являясь его почетным шефом, регулярно участвуя в концертах оркестра и его записях на пластинки. Авторитет оркестра в музыкальном мире во многом зиждется на той основе, которая была заложена Кайльбертом в период пятилетнего руководства коллективом.
В настоящее время Бамбергский симфонический оркестр появляется на таких крупных международных фестивалях, как «Фестиваль оркестров» в Париже и фестиваль в Бергене под управлением одного из старейших мастеров Ойгена Йохума. В недавнем прошлом оркестр работал с Францем Конвичным, Рудольфом Кемпе и другими видными дирижерами.
В 1945 году Кайльберт был приглашен в Дрезден на пост руководителя Дрезденской государственной оперы, здание которой было разрушено незадолго перед этим. Йозефу Кайльберту принадлежит огромная заслуга в сохранении ансамбля этого первоклассного театра, в восстановлении деятельности одного из лучших оперных коллективов Европы. Не случайно Кайльберт находился среди первых лауреатов национальной премии ГДР (1949 год), которой был удостоен за возрождение Дрезденской оперы и ее прославленного оркестра. Одним из документов этого времени явилась блистательная по исполнительскому уровню запись «Саломеи» Р. Штрауса.
В 1951 году Кайльберт передал руководство Дрезденской оперой Францу Конвичному и возглавил Филармонический оркестр в Гамбурге. В то же время его приглашают в Байрейт, где в последующие годы совместно с режиссером Виландом Вагнером (внуком Р. Вагнера) Кайльберт осуществил постановки «Кольца нибелунга», «Летучего голландца», «Лоэнгрина». Выдающийся вагнеровский дирижер, Кайльберт своими постановками вписал яркую страницу в историю Байрейтских фестивалей. Записи «Лоэнгрина» и «Летучего голландца» (среди солистов - Вольфганг Виндгассен, Герман Уде, Астрид Варнай, Элинор Стибер, Йозеф Грайндль), сделанные во время спектаклей, были выпущены на пластинках фирмы «Decca» еще в 1950-х годах. Уже в последнее время итальянская фирма «Melodram», выпуская серию пластинок, посвященную истории Байрейтских фестивалей, опубликовала записи спектаклей «Кольца нибелунга», в которых великолепный ансамбль солистов (среди них Макс Лоренц, Марта Мёдль и другие «звезды»), ведомый Йозефом Кайльбертом, создает назабываемую галерею Вагнеровских образов.
В 1950-х годах Кайльберт поддерживал творческие контакты и с такими первоклассными коллективами, как Берлинский филармонический оркестр и Берлинская государственная опера. С 1958 года до конца жизни дирижер возглавлял Мюнхенскую государственную оперу, один из лучших европейских театров. На этом посту Кайльберт явился продолжателем традиций своих великих предшественников - Феликса Моттля, Бруно Вальтера, Ханса Кнаппертсбуша, Клеменса Крауса. При нем репертуар обогатился рядом замечательных постановок, в которых вместе с ведущими солистами театра
Хансом Хоттером, Фрицем Вундерлихом, Готлобом Фриком и другими выступали ведущие певцы из Австрии, ФРГ, Франции, Италии, Голландии, Швеции, США. Некоторые спектакли Кайльберта в Мюнхене («Нюрнбергские майстерзингеры» Р. Вагнера, «Арабелла» Р. Штрауса) и по сей день выпускаются на грампластинках. Выдающийся интерпретатор прежде всего классической и романтической музыки, Кайльберт оставил запечатленные в грамзаписи первоклассные интерпретации симфонических произведений А. Брукнера и Ф. Шуберта, П. Чайковского и А. Дворжака, Б. Сметаны и Р. Штрауса. Дирижеру не удалось завершить запись цикла бетховенских симфоний (записаны были все, кроме Девятой).
В июне 1968 года сердечный приступ прервал творческий путь выдающегося артиста во время спектакля «Тристан и Изольда» в Мюнхенском национальном театре. Скончался Йозеф Кайльберт 20 июля 1968 года.