Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
М. ГЛИНКА
Прощание с Петербургом
12 РОМАНСОВ НА СЛОВА Н. КУКОЛЬНИКА
ҚАРЛ ЗАРИНЬ (тенор) * ГЕРМАН БРАУН (фортепиано)
Вокальный ансамбль
Дирижер — Ю. Воронцов (12)

21 мая 1840 года Глинка сочинил мелодию болеро и обратился к своему приятелю, популярному в то время литератору Н. В. Кукольнику, с просьбой написать к этой мелодии стихи. Одновременно Кукольник предложил композитору несколько текстов для романсов. Так возникла мысль о сборнике 12 романсов, над которыми Глинка работал в июне-июле и закончил их 9 августа 1840 года. Сборник получил название «Прощание с Петербургом». Через два дня композитор покинул столицу. На проводах, устроенных Кукольником накануне, Глинка впервые спел «Прощальную песню» в сопровождении хора друзей. Музыка каждого романса посвящена автором одному из своих приятелей (не имеет посвящения лишь № 7).
«Прощание с Петербургом» не является вокальным циклом, объединенным общей темой или сюжетом. Поэтому все 12 романсов почти не исполняются вместе, как единое целое: некоторые звучат реже, другие приобрели популярность. Глинка широко использовал в них песню, романс, баркаролу, болеро, балладу.
№ 1. Романс «Кто она и где она» из поэмы «Давид Риццио» (посвящен Кукольнику) отличается скромной, грациозной, непритязательной мелодией.
№ 2. «Еврейская песня» из трагедии «Князь Холмский» (посвящена писателю П. П. Каменскому) с мелодией иного склада: энергичной, суровой, лапидарной. Она заимствована Глинкой из раннего вокального этюда, написанного им для одной из учениц в 1833 году. Позже для постановки трагедии Кукольника на сцене Глинка создал еще ряд оркестровых и вокальных номеров.
№ 3. Болеро «О дева чудная моя» (посвящено А. А. Скалону), возникшее первым из всего сборника, написано в жанре испанского танца, что подчеркнуто острым, четко акцентированным ритмом и пылкой, гибкой, изменчивой мелодией.
№ 4. «Давно ли роскошно ты розой цвела» (посвящено певцу и вокальному педагогу А. П. Лоди) широкая, певучая мелодия с украшениями, многочисленные повторы фраз, развернутая форма, построенная на контрасте задумчивой первой и более подвижной, жизнерадостной второй части.
№ 5. «Колыбельная песня» (посвящена издателю П. И. Гурскалину, выпустившему ряд произведений Глинки, в том числе, и «Прощание с Петербургом») — вновь с несложной мелодией, согретой теплым, искренним чувством.
№ 6. «Попутная песня» (посвящена Н. Ф. Немировичу-Данченко) одно из популярнейших сочинений композитора. Яркая жанровая картинка стремительно бегущего поезда, нетерпеливого ожидания весело шумящей толпы, воплощенная в темпе скороговорки, контрастирует с лирическим эпизодом - с более напевной, взволнованной мелодией.
№ 7. Фантазия «Стой, мой верный, бурный конь» — преломляет черты романтической баллады. Она построена на смене сцен любви и ревности. Первый эпизод - мрачный, стремительный и тревожный, а в центре фантазии любовная сцена, которую обрамляет картина плавного, спокойного течения реки, контрастирующего с бурными переживаниями героев.
№ 8. Баркарола «Уснули голубые» (посвящена врачу Л. А. Гейденрейху) Напоминает 0 песнях итальянских лодочников, которых Глинка слышал во время пребывания в Италии. В покачивающемся аккомпанементе слышится мерное колыхание волн, а распевная лирическая мелодия наполнена нежным чувством.
№ 9. «Virtus antigna. Рыцарский романс» из романа «Эвелина де Вальероль» (посвящен Ф. П. Толстому) - самый радостный, ничем не омраченный романс во всем сборнике. Звонкая мелодия маршевого характера, поддержанная энергичными аккордами, полна героической решимости и веры в победу.
№ 10. «Жаворонок» (посвящен переводчику и поэту А. Н. Струговщикову) принадлежит к часто исполняемым произведениям Глинки. Его отличает задушевная мелодия, напоминающая русскую песню, и изобразительный склад фортепианной партии, рисующей трели жаворонка в небесной вышине.
№ 11. «К Молли». Романс из романа «Бюргер» (посвящен известному хоровому деятелю Г. Е. Ломакину). Сила искусства певца, воспеваемая в тексте Кукольника, находит воплощение в широких. размашистых фразах мелодии; партия фортепиано подражает переборам струн арфы, сопровождающим пение героя стихотворения. Для этого романса Глинка использовал музыку ноктюрна для фортепиано, начатого им в 1839 году и незаконченного.
№ 12. «Прощальная песня» (слова посвящены Глинке, а музыка посвящена Глинкой друзьям) - для солиста и хора. Энергичному, но суровому и полному горечи запеву солиста противостоит торжественный припев хора, прославляющего силу дружбы. Здесь своеобразно сочетаются черты марша, застольной песни и старинного канта, идущего еще от петровских времен.
А. Кенигсберг
Карлис Заринь с детства любил музыку, пел в школьной, заводской и армейской самодеятельности. Работая лаборантом на одном из рижских заводов и выступая в самодеятельном мужском хоре, которые так распространены в Латвии, Заринь обратил на себя внимание выдающегося латышского музыканта, главного дирижера театра оперы и балета Латвийской ССР Эдгара Тонса, который рекомендовал ему учиться. Лишь в 25 лет Заринь стал студентом Рижской консерватории (по классу профессора А. Вилюманиса), а по окончании ее в 1960 году был принят в Латвийский оперный театр и послан для продолжения образования в Болгарию, к профессору Илии Иосифову. Дебют Зариня состоялся в болгарском городе Пловдиве в партии Радамеса в «Айде» Верди, исполненной на итальянском языке.
Голос Зариня - драматический тенор, одинаково мощный и насыщенный на протяжении всего обширного диапазона; певец владеет им с исключительной свободой. Большая музыкальность, абсолютный слух, тонкое чувство стиля, редкая целеустремленность в работе способствовали тому, что Заринь накопил огромный репертуар и стал ведущим солистом Рижского театра. Им спето более 40 оперных партий.
С самого начала своего творческого пути Заринь участвует в исполнении ораториальных и вокально-симфонических произведений композиторов разных стилей - от полифонистов XVIII века до наших дней: среди них «Песня о земле» Малера, «Серенада» Бриттена, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и др.
Камерные программы К. Зариня поражают своей необычностью: он предпочитает не популярные, а редко звучащие романсы и пелые циклы многих советских композиторов, Дворжака, Гуго Вольфа, Турины, Бриттена, причем, как правило, поет их на языке подлинника. Одна из больших его творческих удач - исполнение цикла Глинки «Прощание с Петербургом».
К. Заринь выступал на оперных сценах и концертных эстрадах Москвы, Ленинграда, многих городов Советского Союза, гастролировал в Болгарии, Германской Демократической Республике, Румынии, Чехословакии.
Исполнительская деятельность этого замечательного певца и артиста неоднократно отмечалась: в 1965 году ему присвоено звание заслуженного артиста Латвийской ССР. в 1971 - награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1972 году он - народный артист Латвийской ССР, в 1974 году - лауреат Государственной премии, а 30 декабря 1976 года он получает звание народного артиста СССР.
А. Кенигсберг

Постоянным партнером партнером К. Зариня выступает Герман Браун (род. в 1918 г.) — один из наиболее опытных и разносторонних концертмейстеров, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР. Деятельность Брауна как аккомпаниатора началась в 16 лет. По окончании Латвийской консерватории (1938 г.) Браун совершенствовался в Париже у вестнейших музыкантов - Кадезюса, Корто и др., гастролировал в качестве аккомпаниатора в Голландии. Во время Великой Отечественной войны он часто выступал с латышскими певцами в воинских частях и госпиталях во многих городах Советского Союза. По освобождении Риги (1944) Браун начал вести концертмейстерский класс в Латвийской консерватории, руководил классом камерного ансамбля, а с 1954 года и классом специального фортепиано, воспитав около 300 учеников.
Разносторонние знания, музыкальность, тонкое чувство стиля, высокое профессиональное мастерство делают Брауна не только равноправным участником ансамбля, но и воспитателем, советчиком певцов, с которыми он постоянно выступает.