Новая пластинка выдающегося советского трубача, народного артиста РСФСР Тимофея Докшицера посвящена романтической музыке. И это не случайное явление, ибо именно романтическое начало преобладает в исполнительской манере этого мастера. Его необыкновенно выразительный, завораживающий и полетный звук, тонко прочувствованная фразировка и блистательная виртуозная техника особенно ярко проявляются именно в музыке романтического склада.
Пьесы, представленные на этой пластинке, необычны по ряду обстоятельств: во-первых, почти все они (за исключением «Концертного вальса» Аренского) написаны самими исполнителями, выдающимися солистами на корнет-а-пистоне и трубе; во-вторых, предназначены в оригинале для не очень распространенного в наше время инструмента — корнет-а-пистона (правда, предполагалась возможность их исполнения и на трубе).
Исторически сложилось так, что после сольных концертов для трубы, написанных в период позднего барокко и в раннеклассический период Й. Гайдном, И. Гуммелем, М. Гайдном, J1. Моцартом, И. Штёльцелем и некоторыми другими композиторами, в этом жанре наступил длительный перерыв (возрожден он был только в наше время советскими композиторами В. Щелоковым — его Первый концерт для трубы был написан в 1928 году — и А. Гедике — его Концерт для трубы появился в 1930 году). Место трубы в качестве солирующего медного инструмента надолго занял корнет-а-пистон. Это случилось потому, что именно к корнету был применен изобретенный в 1830 году вентильный механизм, сделавший инструмент хроматическим. Успех изобретения оказался поразительным. В короткий срок корнет повсеместно вытеснил натуральную трубу из концертной (а часто и из оркестровой) практики. Д. Рогаль-Левицкий отмечал: «Исполнители были в восторге… Легкость, с которой можно было теперь играть на корнете, блистательная техника, которую приобрел этот инструмент,— все это привело к тому, что исполнители безо всякого на то основания заменили трубу корнетом». Особенно сильное распространение корнет-а-пистон получил во Франции, где его именовали «принцем духовых инструментов». В Парижской консерватории был_открыт специальный класс корнета, и его первым профессором стал знаменитый впоследствии солист и педагог Жан-Батист Жозеф Лоран Арбан (1825—1889), чья «Школа игры на трубе и корнет-а-пистоне», уже более века является настольной книгой трубачей всего мира. Арбан сочинил большое количество сольных произведений для корнета (как правило, в форме темы с вариациями). Среди них особой популярностью пользуются Вариации на знаменитую тему того времени — «Венецианский карнавал» (даже Н. Паганини не избежал соблазна написать на эту тему вариации для скрипки с оркестром). Вариации с огромным успехом исполнялись самим Арбаном во время его гастролей в России (в качестве солиста и дирижера он трижды приезжал в Россию, выступая в Павловском вокзале и в специально открытом в Петербурге «Саду концертов Арбана»).
С именем Василия Георгиевича Брандта (1869—1923) связан очень важный период в истории отечественного исполнительства на духовых инструментах. Родившись в Германии, он в возрасте 23-х лет перебрался в Россию и служил русскому искусству до конца жизни — сначала как солист оркестра Большого театра, профессор Московской консерватории, а затем, с 1912 года, как профессор только что открывшейся третьей русской консерватории — в Саратове. Именно Брандт передал эстафету обучения трубачей в России из рук иностранцев русским музыкантам, воспитав М. И. Табакова, который впоследствии стал основателем советской школы игры на трубе. Брандт обладал редким даром объединять в своей игре мощь и блеск трубы с мягкостью звучания и виртуозностью корнета. Записанные на пластинке две Концертные пьесы демонстрируют присущие корнету (для которого они написаны в оригинале) выразительную напевность и мечтательность, легкость, изящество и блестящую виртуозность.
Оскар Бёме (1870—1938), чей Концерт для трубы с духовым оркестром помещен на второй стороне пластинки, родился в Дрездене в семье трубача. Окончив Лейпцигскую консерваторию, он, подобно Брандту, приехал в Россию, которая стала его второй родиной. В последние годы жизни О. Бёме преподавал в Оренбургском музыкальном училище.
Концерт для корнет-а-пистона (или трубы) фа минор, соч. 18 (в оригинале написан в тональности ми минор для инструмента строя in А) является типичным романтическим концертом. Он посвящен учителю О. Бёме в Лейпцигской консерватории Кристиану Фердинанду Вайншенку — первому трубачу Лейпцигского симфонического оркестра. Основной образно-эмоциональной характеристикой сочинения является главная тема первой части, по настроению близкая к музыке Мендельсона, в особенности к теме его Скрипичного концерта. В данной записи Концерт Бёме звучит в редакции Т. А. Докшицера. Им заново написаны вступления ко всем частям, а также сочинена небольшая каденция.
Блестящий «Концертный вальс» А. Аренского появился в репертуаре трубачей в 1952 году и некоторое время спустя был записан на пластинку Докшицером в сопровождении фортепиано (А. Каплан).
На данной пластинке все произведения исполняются Докшицером в сопровождении Отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР (художественный руководитель, главный военный дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР генерал-майор Н. М. Михайлов). С этим известным в нашей стране и за рубежом коллективом Докшицера связывает многолетняя творческая дружба. В сопровождении оркестра артист ранее записал Ноктюрн и Скерцо В. Пескина, романс С.Рахманинова «Весенние воды», сюиту В. Петрова, «Тему с вариациями» М. Готлиба, Концерт для голоса Р.Глиэра и другие произведения.
Данная запись является частью задуманной Тимофеем Докшицером звучащей антологии произведений для трубы, ставших в репертуаре этого инструмента классическими.
Л. Селянин