Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В. ФЛЕЙШМАН (1913—1941) — Д. ШОСТАКОВИЧ (1906—1975)
СКРИПКА РОТШИЛЬДА
Опера в одном действии
Либретто В. ФЛЕИШМАНА по одноименному рассказу А. ЧЕХОВА

Сторона 1 — 19.55
Сторона 2 — 21.25

Действующие лица и исполнители
Яков Матвеевич Иванов (по прозвищу Бронза), гробовщик и скрипач — Анатолий Сафиулин, бас
Ротшильд, флейтист — Алексей Мартынов, тенор
Моисей Ильич Шахкес, лудильщик, руководитель местного еврейского оркестра — Александр Науменко, тенор
Марфа, жена Иванова — Наталия Бурнашева, меццо-сопрано
Оркестранты —мужская группа Камерного хора Министерства культуры СССР
Художественный руководитель хора Валерий Полянский
Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР
Дирижер Геннадий Рождественский

Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева
Редактор Л. Абелян

Запись 1982 года

Цифровое издание MEL CO 0938

Одноактная опера «Скрипка Ротшильда»» по одноименному рассказу Антона Павловича Чехова принадлежит перу Вениамина Иосифовича Флейшмана, молодого ленинградского композитора, незадолго до Великой Отечественной войны поступившего в Ленинградскую консерваторию в класс композиции Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В Центральном Государственном архиве литературы и искусства в Москве хранится рукопись партитуры этой оперы, на первой странице которой рукой Дмитрия Дмитриевича написано следующее:
«Скрипка Ротшильда» сочинялась Вениамином Иосифовичем Флейшманом с 1939 года по лето 1941 года, когда началась война. К этому времени был готов клавир «Скрипки Ротшильда» и большая часть партитуры... С начала войны Вениамин Иосифович Флейшман пошел добровольцем на фронт. С тех пор от него и о нем не было известий. Очевидно, он погиб на войне. Уходя на фронт, он оставил в Ленинградском Союзе советских композиторов рукопись «Скрипки Ротшильда». В конце 1943 года эта рукопись была привезена мне. Моя работа свелась к тому, что я дооркестровал «Скрипку Ротшильда» и переписал авторскую карандашную партитуру.
Дмитрий Шостакович. Москва. 5 февраля 1944 года».
По окончании войны стало достоверно известно, что Вениамин Флейшман погиб под Ленинградом в сентябре 1941 года, так же, как погибли на фронтах войны оба его брата.
В мае 1942 года Дмитрий Дмитриевич писал в Ленинград своему ученику Оресту Евлахову: «Очень жалко, что не увез с собой «Скрипку Ротшильда». Я бы ее закончил и дооркестровал. Дорогой друг! Если «Скрипка Ротшильда» находится в Ленинградском Союзе композиторов, то, пожалуйста, присматривайте за ней, а еще лучше, снимите с нее копию, если будет оказия в Куйбышев, перешлите мне. Я очень люблю это сочинение и беспокоюсь за него, как бы оно не пропало...».
Действительно, у Шостаковича было много причин для любви к этому произведению. Прежде всего — большой композиторский талант его ученика, который уже на студенческой скамье привлек внимание своего профессора романсами на стихи Гете и Лермонтова. Вскоре началась и совместная работа над оперой «Скрипка Ротшильда». Возможно, что идею написания оперы на сюжет чеховского рассказа подсказал своему ученику Шостакович — Чехов был одним из его самых любимых писателей: «Читая его, я порой узнаю себя. Мне кажется, что я читаю мемуары обо мне», — говорил Шостакович. В начале 70-х годов он собирался писать оперу на сюжет рассказа Чехова «Черный монах», был намечен и план либретто, причем Шостакович со свойственной ему аналитической прозорливостью отмечал, что «Черный ионах» Чехова написан в сонатной форме. К сожалению, композитору не удалось реализовать свой замысел.
Очевидно, что идеи, заложенные в чеховском рассказе «Скрипка Ротшильда», одинаково волновали и Шостаковича и Флейшмана — и профессора и ученика. Прежде всего, это идея необходимости осмысленной, подлинно человеческой жизни, свободной от власти денег и эгоизма. Слова героя оперы, гробовщика Якова Иванова: «Зачем люди мешают жить друг другу?» — могли бы стать эпиграфом к опере, так же, как слова старого каторжника в опере Шостаковича «Катерина Измайлова»: «Отчего это жизнь наша такая темная, страшная? Разве для такой жизни рожден человек?» — стали философским резюме произведения.
Действие «Скрипки Ротшильда» разворачивается в маленьком провинциальном городке в конце прошлого столетия. Герой оперы — гробовщик Яков Иванов, известный в городе под прозвищем «Бронза», он же скрипач, иногда, в связи с нехваткой музыкантов, приглашаемый в местный еврейский оркестр для «обслуживания» свадеб и похорон. Лудильщик Моисей Ильич Шахкес — «по совместительству» руководитель оркестра, бравший себе больше половины дохода, — приглашал «Бронзу» в оркестр с оплатой по 50 копеек в день, не считая подарков от гостей. В том же оркестре играл флейтист, носивший фамилию известного богача Ротшильда, который, как сказано у Чехова, «даже самое веселое умудрялся играть жалобно».
Либретто оперы написал сам Флейшман. Дмитрий Дмитриевич Шостакович оркестровал две трети оперы, с трогательной деликатностью точно обозначив количество тактов в партитуре.
В те суровые годы, интенсивно работая над такими капитальными вещами, как Седьмая и Восьмая симфонии, опера «Игроки», Вторая соната для фортепиано, Шостакович счел своим гражданским долгом почтить память погибшего ученика работой над окончанием его оперы. Глубокое уважение к погибшему композитору и к труду его учителя послужило стимулом и для нашей работы.
Геннадий Рождественский
1983 г.