ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ МИРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
Часть IV. Вокалисты
ВИКТОРИЯ ДЕ ЛОС АНХЕЛЕС
Искусство замечательной испанской певицы Виктории де Лос Анхелес (псевдоним Виктории Гомес Сима) уже давно стало выдающимся явлением мировой музыкальной культуры. Выступает ли она на концертных эстрадах с камерной вокальной классикой и испанскими песнями или на сценах крупнейших оперных театров, слушателей не покидает чувство встречи с певицей мирового класса, и вместе с тем, безусловно, испанской. Испания дала миру много замечательных оперных певцов, и одно из первых мест среди них занимает Виктория де Лос Анхелес. Эго поразительно еще и потому, что в Испании нет постоянно действующего оперного коллектива — только в Барселоне, на сцене оперного театра «Лисео» работает несколько месяцев в году сборная оперная труппа. В этом городе, где одна из улиц названа именем величайшей певицы Испании, 1 ноября 1923 года родилась Виктория. С раннего детства она увлекалась пением, одновременно учась аккомпанировать себе на старом, найденном в подвале фортепиано или на любимом инструменте — гитаре. Друзья ласково называли Викторию «наш соловей».
Тринадцатилетней девочкой будущая певица, по настоянию отца, начала учебу в Барселонском университете, но пение так увлекло Викторию, что в 1939 году она поступила на вокальное отделение Барселонской консерватории. Успехи Виктории были так велики (шестилетний курс консерватории она прошла всего за три года), что она решила оставить университет и посвятить себя вокалу. После выпускного концерта, проходившего на сцене Барселонского театра «Лисео», Анхелес пригласили спеть в этом театре партию Мими («Богема» Пуччини), но она отказалась, так как считала себя еще не готовой для оперной сцены, и продолжала заниматься языками и вокалом, начиная артистическую деятельность как концертная певица.
Дебют Виктории де Лос Анхелес на большой сцене состоялся лишь в мае 1944 года в родной Барселоне. Она пела Графиню в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Эта
партия стала одной из блистательных ее ролей.
Широкие круги любителей музыки узнали об Анхелес в 1947 году, когда молодая певица приняла участие в труднейшем международном конкурсе вокалистов в Женеве. Победа на этом конкурсе (первое место среди 120 претендентов) принесла Анхелес международное признание и приглашения на сцены крупнейших оперных театров мира.
В 1948 году в Лондоне певица великолепно спела партию Салуд в радиопостановке оперы Мануэля де Фалья «Короткая жизнь», в ноябре 1949 года дала свой первый
концерт в Милане, а через полгода дебютировала на сцене театра «Ла Скала», исполнив партию Ариадны в опере Р. Штрауса «Ариадна на Наксосе». В 1950 году Анхелес дебютировала в парижском «Гранд опера» (Маргарита в опере Гуно «Фауст») и лондонском «Ковент-Горден» (Мими в опере Пуччини «Богема»). В этом же году певица совершила первое концертное турне по США, которое принесло ей новый успех и приглашение в «Метрополитен опера»; в марте 1951 года артистка впервые выступила на сцене этого театра («Фауст» Гуно). В спектаклях «Метрополитен» Анхелес спела многие ведущие партии: Донну Анну («Дон Жуан» Моцарта), Розину («Севильский цирюльник» Россини), Дездемону и Виолетту («Отелло» и «Травиата» Верди), Мими и Чио-Чио-Сан («Богема» и «Чио-Чио-Сан» Пуччини), Микаэлу, а впоследствии неповторимую Кармен («Кармен» Бизе), Елизавету и Еву («Тангейзер» и «Мейстерзингеры» Вагнера), Мелисанду («Пелеас и Мелисанда» Дебюсси).
Продолжалась интенсивная артистическая деятельность Анхелес и в других странах мира. В 1952 году певица дебютировала на сцене театра «Колон» (Буэнос-Айрес), сотрудничество с которым (как и с «Метрополитен») продолжалось много лет. На сцене этого театра в 1962 году на спектакле в честь столетия со дня рождения Клода Дебюсси Анхелес спела Мелисанду, в 1964 году — Эльзу («Лоэнгрин» Вагнера) и Графиню («Свадьба Фигаро» Моцарта). Певица — частый гость и на сценах итальянских оперных театров: миланского «Ла Скала», неаполитанского «Сан-Карло», палермского «Массимо», Римской оперы. Лучшие свои партии — Манон (в одноименной опере Массне), Мими и Чио-Чио-Сан — Анхелес поет и в лондонском «Ковент-Гарден».
Виктория де Лос Анхелес — прекрасный интерпретатор камерной вокальной классики и музыки Испании. В ее программах — произведения различных художественных стилей и эпох: Монтеверди, Вивальди, Пёрселл, Гендель, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Брамс, Чайковский, Равель, Дебюсси, Форе, редкоисполняемая испанская музыка: Фалья, Гранадос, Николау, Обрадорс, Вальверде, Момпу.
Своим мастерством создавать особый масштаб действия Виктория де Лос Анхелес, как отмечали критики, бесконечно раздвигает границы оперной сцены. Как камерная певица, благодаря простоте артистической манеры, Анхелес превращает концертные залы в уютные гостиные, в которых собрались знакомые и близкие друг другу люди, пребывающие в ощущении свершающегося на их глазах непрерывного чуда и ожидании все новых и новых открытий. Происходит это благодаря очень тонкой, филигранной тембровой нюансировке, музыкальной естественности, теплоте и удивительной сочности голоса певицы, пластичности и свободе вокализации (поразительное владение искусством пения меццо-воче), колоссальному голосовому диапазону и богатству репертуара.
Дискография Виктории де Лос Анхелес обширна. Певица записала много пластинок с оперными партиями и камерными программами. Многие ее записи получили
международные премии. Советские слушатели знакомы с искусством Виктории де Лос Анхелес по ранее выпущенной пластинке с камерной программой из произведений немецких, французских и испанских композиторов.
В 1979 году певица посетила Советский Союз. Концерты Виктории де Лос Анхелес стали большим музыкальным событием.
* * *
На предлагаемой пластинке Виктория де Лос Анхелес, помимо сольных арий и песен, исполняет несколько дуэтов с Дитрихом Фишером-Дискау. «Крупнейшим исполнительским интеллектом нашего времени» назвал его один из критиков. Действительно, трудно представить себе более масштабного исполнителя как по глубине
мышления, так и по творческой продуктивности. Фишер-Дискау, более чем кто-либо из многих выдающихся современников, обладает удивительной способностью создавать шедевры интерпретации, конгениальные шедеврам авторским.
Дитрих Фишер-Дискау родился в 1925 году в Берлине. Профессиональные уроки музыки и пения получал у разных педагогов, в том числе у известного профессора Гюнтера Вайсенборна, воспитавшего ряд выдающихся современных певцов. В 1948 году состоялся дебют певца на сцене Берлинской городской оперы в партии Родриго ди Поза («Дон Карлос» Дж. Верди). В пятидесятых годах Фишер-Дискау — уже признанный мастер интерпретации как на оперной сцене, так и в камерном репертуаре, участник фестивалей в Байрейте, Зальцбурге, Эдинбурге, Люцерне, Праге, его гастроли проходят в крупнейших театрах и концертных залах мира. Певец сотрудничает с корифеями дирижерского искусства, с лучшими пианистами, мастерами камерного ансамбля.
Голос певца, лирический баритон, легкий и полетный, удивляет богатством тембральных красок. Он звучит то пленительно и задушевно, то строго и значительно, то
зловеще и язвительно, в полном соответствии с исполняемой музыкой и текстом, воссоздавая целую галерею образов, будь то песни Шуберта, речитативы в пассионах И. С. Баха, оперные партии. Работа Фишера-Дискау в области грамзаписи, пожалуй, не имеет себе равных. Невозможно перечислить все наиболее значительные его труды, — иначе не назовешь записи полного собрания песен Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Вольфа, бесчисленное множество оперных партий — от глюковского Орфея до Воццека А. Берга, партии в ораториях и кантатах от Г. Шютца и И. С. Баха до К. Орфа.