ДАВИД ОЙСТРАХ
Ф. ШУБЕРТ (1797-1828)
ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ля мажор, соч. 162
1. Allegro moderato
2. Scherzo. Presto
3. Andantino
4. Allegro vivace
ФАНТАЗИЯ для СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО до мажор, соч. 159
Партия фортепиано — ФРИДА БАУЭР
Камерно-инструментальная музыка Шуберта тесно связана с его песенным творчеством. Во многих ансамблях, фортепианных и скрипичных сочинениях слышны отзвуки песен. В некоторых из них, например, в фортепианной фантазии «Скиталец» или струнном квартете ре минор, композитор использовал подлинные темы своих песен. В дуэте ля мажор, соч. 162 — его лирических образах, светлой идиллической настроенности — многое от шубертовской песенности. Но поэтический мир воплощен в этом произведении чисто инструментальными средствами. Шуберт сумел с удивительной чуткостью раскрыть всю прелесть скрипичной кантилены. В этом произведении все поет от первой до последней ноты. Даже инструментальные пассажи приобретают необычную певучесть. «Опевание» техники, одна из своеобразных черт шубертовского инструментализма, создает как бы «сквозное» действие в его инструментальных сочинениях. В этом, быть может, кроется особая сила, обаяние чудесной музыки дуэта.
Фантазия для скрипки и фортепиано, соч. 159 (1827 г.) написана Шубертом для Йозефа Славика. Он был первым исполнителем фантазии, сыгранной им в Вене 20 января 1828 года.
Фантазия начинается с медленного вступления (Andante molto), полного романтической таинственности и как бы вводящего в круг музыкальных образов сочинения. Звучит прекрасная, мечтательная, с меланхолическим оттенком мелодия скрипки, разрастающаяся в широкую кантилену. Несмотря на «краткость», вступление необычайно разнообразно по своей эмоциональной настроенности — от нежнейшей лирики до страстной напряженности... В заключительный аккорд вступления внезапно врываются остро танцевальные ритмы подвижной первой части (Allegretto). Веселая, задорная тема с подчеркнутыми синкопированными фигурами, звучащими попеременно то у скрипки, то у фортепиано, красочная смена тональностей— все это сливается в радостную, увлекательную звуковую картину. После вихревого фортепианного пассажа и общей паузы следует вторая часть, написанная в форме темы с вариациями. Тема — одно из лучших лирических вдохновений Шуберта — заимствована композитором из собственной песни "Sei mir gegrusst" («Приветствую тебя»). Шутливо-грациозные, задумчиво-мечтательные, стремительно-порывистые вариации завершаются развернутой кодой, в которой как «воспоминание» звучит вновь мелодия вступления. Восходящий мелодический пассаж скрипки непосредственно переходит в мужественную, волевую тему третьей части (Allegro) с характерными мужскими плясовыми притопами.
Композитор искусно разрабатывает эту тему, Фактура третьей части — насыщенная, красочная; музыка ее словно озарена солнечным светом. Композитором на мгновенье овладевают лирические воспоминания, и вновь звучит мелодия песни «Приветствую тебя». Короткая кода (Presto), бурная, стремительная, заключает - финал фантазии.
Имя лауреата Ленинской премии, профессора Давида Ойстраха известно во всем мире. Он родился 30 сентября 1908 года в Одессе. Музыкальное образование получил в родном городе у профессора Петра Столярского, прославленного учителя многих выдающихся советских скрипачей.
В 1924 году состоялся первый сольный концерт Ойстраха. Весной 1926 года он закончил Одесский музыкально-драматический институт, а спустя два года приехал в Москву.
Тридцатые годы отмечены блестящими выступлениями Ойстраха на музыкальных конкурсах ( Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей в Ленинграде, международные конкурсы скрипачей имени Венявского в Варшаве и имени Изаи в Брюсселе).
Имя советского скрипача получает международное признание. Круг творческих интересов выдающегося музыканта чрезвычайно широк. Д. Ойстрах не только блестящий скрипач-солист, но и великолепный участник камерных - ансамблей, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.
В 1960 году за выдающиеся достижения в области концертно-исполнительской деятельности Давиду Ойстраху была присуждена Ленинская премия.
Мировое признание советского скрипача отмечено избранием его почетным членом ряда академий: в Лондоне (1959 г.), Риме (1960 г.), Берлине (1961 г.), Бостоне (1961 г.)
Пианистка Фрида Бауэр — воспитанница Московской консерватории, где она занималась с 1937 по 1944 год под руководством профессора К. Н. Игумнова.
До этого училась в музыкальной школе при Киевской консерватории у профессора К. Н. Михайлова. Ф. Бауэр — великолепный концертмейстер и ансамблистка. Она работала со многими известными инструменталистами — М. Ростроповичем, Д. Шафраном, И. Ойстрахом, М. Хомицером.
С 1960 года Фрида Бауэр выступает в качестве постоянного концертмейстера Д. Ф. Ойстраха.