На Руси колокола появились вскоре после принятия христианства. Тысячелетие сопровождает их звон жизнь каждого человека. Хотя заимствованы колокола были из Западной Европы, уже к XVI веку в России сложилось национально-самобытное искусство колокольного звона. Ритм, наряду с тембром, – основное выразительное средство этих звонов. Ритмическое многообразие достигается за счет способа звона, который производили посредством раскачивания языка при неподвижном колоколе. Трагична судьба российских колоколов. Почти на полстолетия стихли их медные голоса.
Один из современных центров возрожденного звонарского искусства – Архангельский музей деревянного зодчества «Малые Карелы». Здесь, на русском Севере – этой подлинной сокровищнице национальной культуры, воскрешены к новой жизни «Северные звоны» – характерная разновидность общерусских звонов. Здесь и сложилась единственная пока в России школа звонарей.
Владимир Петровский – яркий представитель этой школы. Профессиональный музыкант, для которого “традиция – основа основ как в музыкальном, так и в нравственном плане”, он по-настоящему слышит душу колокола. Композиции, представленные на пластинке, говорят, с одной стороны, о бережном отношении звонаря к наследию, с другой – о присущей ему свободе самовыражения. Последнее особенно заметно в звонах «Вальс колоколов», «Рассказ монаха», «Наваждение». В. Петровский в этих звонах утверждает свое понимание современной колокольной музыки как концертного жанра, а себя – как одного из инициаторов данного направления. За его плечами – сонм безвестных русских звонарей.
С. Старостенков