Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В 1911 году Рихард Штраус и его либреттист Гуго фон Гофмансталь предложили режиссеру Максу Райнхардту написать для Немецкого театра в Берлине комедию с музыкой. Выбор пал на комедию Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», повествующую о богатом торговце Журдене, для которого человек представляет ценность только тогда, если он является дворянином. Комедия послужила для создания прелестной quasi-исторической музыки, примерно по образцу Люлли, когда-то написавшего к ней несколько номеров.
Задумав оперу в стиле барокко «Ариадна на Наксосе», Штраус и Гофмансталь решили включить в нее в сокращенной редакции «Мещанина во дворянстве». Состоявшаяся в октябре 1912 года в Штутгарте премьера успеха не имела; «Мещанин» был поставлен отдельно в новой редакции в апреле 1918 года на сцене берлинского Немецкого театра и снова был принят без энтузиазма. Зато сюита для оркестра, составленная композитором из девяти наиболее эффектных пьес музыки, быстро завоевала успех в концертных залах. Эта камерная, по-моцартовски прекрасная партитура является жемчужиной музыкальной литературы нашего века.
По книге Э. Краузе «Рихард Штраус. Образы и творчество». Москва, 1961 г.

Потеряв в пять лет отца и воспитываясь в малообеспеченной семье, Джакомо Пуччини рано вступил на трудовой путь как органист и певчий местной церкви. С духовных и органных сочинений началась сто композиторская деятельность. В эти же 70-е годы возникли первые оркестровые опусы, к которым принадлежит и Симфоническая прелюдия (1876) – по-видимому, наиболее ранний из них.
В 1880-1883 годах Пуччини учился в Миланской консерватории. Здесь было написано в качестве ученических работ большинство его инструментальных сочинений. Наибольший успех выпал на долю дипломной работы – Симфонического каприччио (1883), замечательного своей увлекательной скерцозностью. Его главная тема впоследствии откроет оперу «Богема», став лейтмотивом пылкой юности.
Но настоящую известность имя Пуччини приобрело с премьеры его третьей оперы «Манон Леско» на сюжет знаменитого романа Прево, поставленной в 1893 году. Композитор создал глубокую лирическую драму с типично веристской направленностью – от жанровых сцен к трагическому финалу. В симфоническом интермеццо, предваряющем третье действие, Пуччини воплощает лирическую атмосферу оперы, соединяя ее важнейшие сцены – смерти и радости любви. От робких жалобных реплик (в них синтезируются темы обоих героев) музыка переходит к пылким уверениям де Грие в верности (из четвертого действия) и расцветает в восторженном ариозо из дуэтной сцены второго акта – апогее счастья влюбленных. Концовка интермеццо звучит скорбно и просветленно.
Г. Жданова

Народный артист СССР Дмитрий Китаенко родился в 1940 году в Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования у Е.П. Кудрявцевой, а в 1966 году – аспирантуру Московской консерватории у профессора Л.М. Гинзбурга (отделение оперно-симфонического дирижирования). В 1966-1967 годах стажировался и Венской академии музыки и изобразительного искусства у Х. Сваровского и К. Эстеррайхера. В 1969 году Д. Китаенко завоевал вторую премию на I Международном конкурсе дирижеров, организованном в Западном Берлине Г. фон Караяном. С этого времени началась его концертная деятельность в СССР и за рубежом. С 1969 года Китаенко дирижировал в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 1976 года он является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии.