Григорий Фейгин родился в 1937 году в Харькове. Первыми его учителями стали
родители — известные в Харькове музыканты и педагоги. Впоследствии скрипач прошел замечательную школу у А. Лещинского — в прошлом одного из лучших воспитанников Карла Флеша, а затем в Московской консерватории и аспирантуре у Д. Ойстраха и Д. Цыганова. Сольная деятельность Фейгина началась еще в студенческие годы. Б 1964 году он завоевал первую премию на
Международном конкурсе «Пражская весна» и с тех пор систематически концертирует в городах Советского Союза и за рубежом.
Скрипач известен и как участник трио, в составе которого также пианист Игорь Жуков и виолончелист Валентин Фейгин. Творческие интересы Фейгина чрезвычайно широки. В его репертуаре — сочинения самых разных эпох, стилей и национальных школ. Особенно привлекает скрипача русская музыка, которую он активно пропагандирует, стремясь сделать достоянием концертной практики как можно большее число произведений. Фейгину поинадлежит заслуга возрождения на эстраде многих забытых или давно не исполнявшихся сочинений русских композиторов.
Эта программа записана музыкантом в содружестве с пианистом и композитором, воспитанником Московской консерватории Виктором Полторацким, который часто выступает в сонатных программах с Григорием
и Валентином Фейгиными и зарекомендовал себя как превосходный ансамблист.
***
Иван Евстафьевич Хандошкин (1747 — 1804) принадлежал к той блистательной
плеяде отечественных музыкантов, которая в конце XVIII века способствовала становлению профессиональной русской композиторской школы. Творчество этих композиторов, опираясь на общие законы классического искусства, носило уже определенные национальные черты.
Хандошкин работал главным образом в инструментальных жанрах сонаты и вариаций. Его произведения, а также его виртуозное исполнительское искусство заложили фундамент для дальнейшего развития русской скрипичной школы.
В трех сонатах для скрипки соло Хандошкин развивал традиции сольной скрипичной сонаты времен Баха и Генделя и вместе с тем использовал, особенно во второй и третьей, достижения новой, моцартовской эпохи. Наряду с разнообразными приемами скрытой полифонии, в его сонатах большое
место занимают аккордовая техника и техника двойных нот, трактуемые гомофонно.
Соната № 3 ре мажор для скрипки соло написана в 90-х годах XVIII века) по форме близка вариационным циклам композитора. Развернутое вступление первой части (Andante maestoso), построенное на маршеобразной и песенной темах, служит основой для последующих вариаций фигуративного плана. После каденции, импровизируемой исполнителем, вариационное развитие логично приводит к бурной кульминации моторного характера, где эффектно применена игра на двух и на трех струнах.
Вторая часть (Minuetto grazioso) интонационно перекликается с темой первой части, но выдержана в строгой форме классического менуэта, с полифонически насыщенной средней частью — трио. Здесь использованы такие сложные приемы, как одновременное проведение в разных голосах дуольного и триольного ритмических рисунков.
Короткая третья часть (Allegro vivace), представляющая собой соединение трехчастной и вариационной форм, имеет энергичный, маршеобразный характер, напоминающий вступление к первой части, что создает обрамление цикла.
Соната ля минор (средней трудности) для скрипки и фортепиано Сергея Ивановича Танеева написана в 1911 году в деревне Дюдково под Звенигородом. Обстановка, в которой создавалась Соната, повлияла, очевидно, на образы сочинения, навеянные русской природой. Указание композитора о
«средней трудности» говорит лишь о чисто технической стороне пьесы, а не о какой-либо «облегченности» ее эмоционально-образного содержания. Соната, как и многие другие произведения Танеева, отличается серьезностью и глубиной, редчайшей гармонией рационального и эмоционального начал, полифонической насыщенностью.
Две неконтрастные темы, на которых основана первая часть (Allegro), создают настроение светлой печали. Эта музыка выдержана в камерном лирическом плане, далеком от бурных романтических порывов.
Вторая часть (Adagio cantabile) построена в трех-пятичастной форме с двухкратным проведением очень выразительной задумчивой темы, которая затем вариационно разрабатывается в эпизодах, приобретая все более
взволнованный характер, сменяющийся в конце части полным умиротворением.
Третья часть (Менуэт) написана строго в духе старинного танца, но именно эта
подчеркнутая правильность стилизации делает ее как бы менуэтом «с улыбкой». Роль трио здесь выполняет очаровательный мюзет с «облигатной скрипкой».
В финале (Allegro ma non troppo), как и во всей Сонате, нет открытых конфликтов; драматические моменты появляются лишь при проведении в одном эпизоде темы из Концертной сюиты для скрипки и оркестра,
которую автор цитирует и в других своих сочинениях. Основой части служит простая песенная тема, которая развивается затем различными фактурными, гармоническими и ритмическими приемами. Соната заканчивается светло и спокойно.
К. ИВАНОВ