Сторона 1
ДЛЯ ТЕБЯ, РИО РИТА, пасодобль (Г. Тьерни) — 2.50
ЧЕРНЫЕ ГЛАЗА, танго (музыка и слова О. Строка) — 3.25
О, МОЙ МАЛЬЧИК, фокстрот (музыка и слова О. Строка) — 2.54
ТЫ ВСЕ ГРУСТИШЬ О ЧЕРНЫХ ГЛАЗАХ, танго (музыка и слова О. Строка) — 3.12
ПОГОВОРИМ О ЛЮБВИ, медленный вальс (Ц. Биксио) — 2.54
ТОСКА ПО ТЕБЕ, танго (Делью) — 2.56
ТАНЕЦ ИСПАНСКИХ ЦЫГАН, пасодобль (П. Марквина) — 3.00
Сторона 2
ЕСЛИ ЦВЕТУТ ФИАЛКИ, фокстрот (Р. Штольц — Б. Хардт-Варден) — 2.53
ЕСЛИ ПОБЫВАЕШЬ НА ГАВАЙЯХ, танго (музыка и слова В. Розена) — 3.03
ЕСЛИ ЭЛИЗАБЕТ, фокстрот (Катшер — Фаркас) — 2.42
СПИ, ЛЮБИМЫЙ, медленный фокстрот (Р. Нобл — Беда) — 3.25
ТАНГО РОЗ (Штайер) — 2.46
А МЕДЕА ЛУЦ, танго (Донато) —3.15
РЕВНОСТЬ, танго (Я. Гаде) — 3.17
Реставратор Т. Павлова. Редактор Г. Скороходов. Художник В. Барышников. Фото А. Градобоева
Марек Вебер и его коллектив — один из самых популярных оркестров Германии в период "золотого века немецкого джаза". Длился этот век весьма недолго — одни музыковеды ограничивают его десятилетием (1923 — 1933 гг.), другие добавляют к нему еще два-три года. Но так или иначе, с приходом к власти Гитлера, объявившего джаз порождением негров и евреев, большинство лучших немецких джазовых ансамблей оказалось разогнанными, а их руководители и музыканты (Марек Вебер в их числе) вынуждены были эмигрировать.
М.Вебер родился в Австрии. Скрипка с ранних лет настолько увлекла его, что ничем, кроме музыки, мальчик не мог заниматься. Его сценический дебют состоялся необычно рано: в 1894 году, когда Мареку исполнилось 12 лет, он выступил на сцене Галицийского ревю. Успех скрипача-вундеркинда настолько окрылил дирекцию варьете, что она предложила дебютанту выгодный гастрольный контракт сроком на год. Вопреки воле отца, юный музыкант бежит из родного дома, однако в скором времени возвращается в него, чтобы всерьез заняться образованием. Марек поступает в класс скрипки Венской консерватории. Занятия здесь шли весьма успешно — Веберу удалось совмещать обучение с профессиональной деятельностью: с 15 лет он становится скрипачом симфонического оркестра Лембергской оперы.
По окончании консерваторского курса, в 1909 году, Марек Вебер приезжает в Берлин. Здесь 27-летний музыкант организует небольшой, как тогда говорили, салонный оркестр, в репертуаре которого главным образом звучали венские, прежде всего штраусовские, вальсы. Семерка веберовских музыкантов вместе со своим юным дирижером удостоилась большой чести: перед первой мировой войной фирма "Линдстрем" пригласила их записаться на пластинки. После появления этих дисков берлинцы нарекли Марека Вебера "королем вальсов". Но через несколько лет столь лестный и звучный титул перестал устраивать его обладателя. В 20-е годы Марек Вебер все чаще обращается к иным танцевальным ритмам и стилям. Он с увлечением работает в жанре регтайма, а в 1926 году на сцене Адалон-отеля — одной из крупнейших концертно-танцевальных площадок Берлина — предпринимает попытку джазифицировать свой оркестр. Для этого он решительно обновил коллектив, пригласив в него известных джазовых музыкантов, в том числе и из США, и выступил с новым репертуаром — фокстротами, квикстепами, танго, современно инструментованными. Несмотря на то, что респектабельная публика Адалона по-прежнему требовала Штрауса и не приняла джаз, посчитав его "какофонией", Вебер не захотел отказываться от своих устремлений.
И оказался прав: к концу 20-х годов его коллектив становится знаменитым танцевальным оркестром, пользующимся славой не только в Германии, но и в Европе. Миллионным тиражом расходятся его записи, сделанные фирмами "Электрола" и "Рейдио корпорейшен оф Америка' — "Виктор". Солисты Марека Вебера — трубач Фридель Клемент, саксофонисты Гарри Поль, Билли Бертон, банджист Франк Гоэбель, пианист Георг Наентухель, ударник Дик Стауф — пользовались известностью не только среди посетителей "Универсума", где они играли, но и среди огромного числа любителей граммофонных дисков.
Программа, представленная на этой пластинке, дает возможность услышать наиболее популярные произведения из репертуара Марека Вебера и его оркестра. Многие из них, переписанные с зарубежных дисков, издавались большими тиражами и в нашей стране.
Пасодобль "ДЛЯ ТЕБЯ, РИО РИТА" Марек Вебер записал вскоре после премьеры американского фильма 1929 года "Рио Рита", поставленного по бродвейскому ревю, музыку к которому написал Гарри Тьерни, а стихи — Джозеф Макарти.
В числе наиболее популярных танго, сыгранных этим оркестром, оказались "ЧЕРНЫЕ ГЛАЗА" Оскара Строка и его же "ОТВЕТ НА "ЧЕРНЫЕ ГЛАЗА" ("Ты все грустишь о черны: глазах") — поет Марек Белорусов.
Успех записей своего оркестра Вебер стремился поддерживать не только мастерским исполнением, но и оперативностью. Коллективу Марека Вебера принадлежит честь первого прочтения многих произведений, завоевавших широкое признание. Это относится к медленному вальсу "ПОГОВОРИМ О ЛЮБВИ" и к фокстроту "ЕСЛИ ЦВЕТУТ ФИАЛКИ", завоевавшим в Германии первое место среди шлягеров 1932 года.
С оркестром Марека Вебера записался и популярный немецкий квинтет "Комедиан Хармонистс". Родился он в 1928 году и выступал на эстраде в сопровождении рояля Фокстрот "СПИ, ЛЮБИМЫЙ" — одна из лучших пластинок этого ансамбля.
Программа завершается тремя танго, сыгранными Мареком Вебером и его оркестром в конце 40-х годов в США "ТАНГО РОЗ", "А МЕДЕА ЛУЦ" и "РЕВНОСТЬ" появились на долгоиграющих дисках фирмы "Коламбия" незадолго до смерти Марека Вебера, последовавшей в Нью-Йорке в 1950 году.
Соло на скрипке во всех записях исполняет Марек Beбер.
ГЛЕБ СКОРОХОДОВ
Всесоюзная студия грамзаписи выражает благодарность коллекционерам, оказавшим содействие при работе на, программой этой пластинки, — москвичам Сергею Гуляев и Ивану Августовскому, ленинградцу Борису Метлицкому, винничанину Валентину Марковскому.