Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЕОНИД СОБИНОВ, тенор
Сторона 1
А. Даргомыжский. Каватина Князя («Русалка», 3 д.) — 1.56
Ц. Кюи. Песня Родольфо («Анджело», 2 д.) - 1.20
М. Иванов, Серенада Соловья Будимировича («Забава Путятишна», 3 д.) — 1.41
Ю. Блейхман. Песня Рюделя («Принцесса Греза», 1 д.) — 1.54
А. Рубинштейн. Романс Синодала («Демон», 1 д.) — 2.20
Ц. Кюи. Арнозо Пленника («Кавказский пленник», 2 д.) — 1.30
С. Монюшко. Думка Йонтека («Галька», 4 д.) — 2.40
П. Чайковский. Ариозо Ленского («Евгений Онегин», 1 д.) — 2.23
П. Чайковский. Ариозо Ленского («Евгений Онегин», 2 д.) - 1.55
П. Чайковский. Ария Ленского («Евгений Онегин», 2 д.) — 2.23 Фортепиано
Записи Berliner's Gramophone, Петербург, 1901 г.

Сторона 2
Дж. Верди. Песенка Герцога («Риголетто», 4 д.) — 3.03
Л. Николаев. Чем в тоске, и не знаю, помочь (А. Фет) - 1.40
П. Чайковский. За окном в тени мелькает, соч. 60 № 10 (Я. Полонский) — 1.25
Ш. Гуно. Баркарола (Т. Готье, перевод А. Горчаковой) — 2.17
Н. Римский-Корсаков. Каватина Берендея («Снегурочка», 2 д.) — 2.35
Фортепиано
Записи Gramophone and Typewriter, Москва, 1901 г.
Л. Николаев. Постой, здесь хорошо (А. Фет) — 1.56
Ш. Гуно. Каватина Фауста («Фауст», 2 д.) — 3.58
Дмитрий Корнилов, фортепиано
Записи Gramophone and Typewriter, Москва, 1904 г.
Г. Доницетти. Серенада Эрнесто («Дон Паскуале», 3 д.) — 2.49
Д. Ф. Э. Обер. Баркарола Маркиза («Фра-дьяволо», 2 д.) — 2.15 Фортепиано
Записи Pathé, Петербург, 1908 г.
П. Чайковский. Ария Онегина («Евгений Онегин», 1 д.), фрагмент --- 1.20
Оркестр
Частная запись; (LX) около 1912 г.
Реставратор Е. Дойникова.
Редактор П. Грюнберг.
Художник Б. Белов
«МЕЛОДИЯ», 1983
Всесоюзная студия грамзаписи.
Архивные записи 1901 -- 1912 гг.




Искусство великого русского артиста Леонида Витальевича Собинова (1872—1934) хорошо известно современному слушателю. Благодаря тому, что его голос был неоднократно записан на граммофонные пластинки, мы имеем возможность непосредственно соприкоснуться с творчеством замечательного певца. Творческая биография Л. В. Собинова также общеизвестна. Количество печатных работ o Собинове уступает, пожалуй, только библиографии о Шаляпине. Поэтому настоящая статья является не биографическим очерком, а комментариями к записям Собинова, собранным на этой пластинке. Все эти записи не переиздавались с момента первой публикации и впервые становятся достоянием широкой слушательской аудитории, в свое время их вытеснили более совершенные по техническим качествам записи 1910—1912 годов. Но ранние записи Л. В. Собинова имеют перед поздними ряд неоспоримых преимуществ, прежде всего, как документы большого историко-культурного значения. Они включают значительное количество произведений, не вошедших в репертуар, записанный артистом в последние годы его сотрудничества со звукозаписью. Ранние записи Собинова относятся к периоду, когда к артисту пришло и быстро утвердилось всеобщее признание.
Самый первый, во многом экспромтный сеанс записи состоялся в последних числах марта (или самых первых числах апреля) 1901 года в Петербурге, куда прибыл из Лондона главный эксперт только что возникшей граммофонной компании «Berliner's Gramophone» Фред Гайсберг. Ему и довелось записать голос Собинова на четырнадцати дисках малого формата (mignon, 17,5 см в диаметре). Артист исполнил тринадцать оперных фрагментов (Думку Йонтека из «Гальки» С. Монюшко — дважды) в обстановке, близкой к концертной. В помещении, где проходил сеанс, присутствовала группа знакомых и поклонников молодого артиста, Их живая реакция — аплодисменты, возгласы остались на некоторых из дисков этой серии. Предполагаемым инициатором записи Собинова на пластинки, что было тогда непривычным новшеством, явился антрепренер В. Н. Любимов, арендовавший помещение Театра Петербургской консерватории. По рекомендации Н. Н. Фигнера Любимов пригласил молодого московского тенора на гастроли, и с 21 февраля по 23 марта 1901 года Собинов выступил в антрепризе В. Н. Любимова в «Травиате», «Демоне», «Фаусте», «Риголетто», опере М. Иванова «Забава Путятишна» и в «Евгений Онегине». Это были всего лишь вторые крупные гастроли Собинова — солиста Большого театра (до этого он выезжал только на ряд спектаклей в Одессу). Петербургские выступления имели для него важнейшее значение. Откровением явилось исполнение Собиновым партии Ленского, завершавшее цикл его гастролей в Петербурге. Собинов — Ленский буквально покорил избалованную столичную публику, стал «сенсацией дня». Впервые герой Пушкина и Чайковского был воплощен в полной гармонии музыкальных, вокальных средств и внешнего облика. Именно с петербургских спектаклей 1901 года началась всероссийская, а вскоре и международная слава Собинова. Очевидно, по окончании гастролей артист и осуществил первые записи. В них, может быть, ощутимо некоторое утомление голоса, но исполнение очень естественно, носит характер непринужденного музицирования в дружеском кругу. Даже отдельные купюры (из-за ограниченного времени звучания первых пластинок) не нарушают впечатления цельности, завершенности каждого номера программы. Десять из четырнадцати петербургских записей вошли в данную пластинку. Среди них Каватина Князя из «Русалки» А. Даргомыжского — самая первая собиновская запись, Песня Родольфо из оперы Ц. Кюи «Анджело», в премьере которой Собинов участвовал незадолго до записи — 4 января 1901 года в Большом театре. В программе первого сеанса были произведения, которые вскоре исчезли из репертуара артиста, — Ариозо Пленника из «Кавказского пленника» Ц, Кюи и Песня Рюделя из оперы Ю. Блейхмана «Принцесса Греза», очень популярной в те годы. Интересна запись Романса Синодала из «Демона» А. Рубинштейна — фрагмент партии, в которой Собинов дебютировал в Большом театре 24 апреля 1897 года. Украшение сеанса — два ариозо и ария Ленского — самые ценные в историческом аспекте записи этой серии. Сам факт обращения Собинова к звукозаписи вызвал определенную реакцию в среде лучших оперных артистов Москвы и Петербурга, ранее высказывавших отрицательное отношение к граммофонной продукции. Вскоре после Собинова начали записываться на пластинки Н. Н. Фигнер, М. И. Мей-Фигнер, Ф. И. Шаляпин.
В июне 1901 года в Москве Собинова снова записал тот же Фред Гайсберг, на этот раз на диски среднего формата (grand, 25 см в диаметре). На двенадцати пластинках артист зафиксировал исполнение тринадцати оперных и камерных произведений. Так же, как и на «петербургских» дисках, на некоторых «московских» сохранилась реакция слушателей (Собинов даже бисирует один куплет в Песенке Герцога). Так же как и первый сеанс, второй содержит произведения, позднее уже не записывавшиеся («Баркарола» Гуно, романсы Л. Николаева и Чайковского с объявлениями самого Собинова), что составляет основную ценность этой серии. «Московские» записи Собинова вышли уже с новым названием звукозаписывающей компании — «Gramophone and Typewriter», лишь на некоторых сохранилось прежнее — «Berliner's Gramophone». Записей 1901 года сохранилось очень мало, и дошли они до нас не в лучшем состоянии. К тому же прессовка дисков в те годы была далекой от приемлемого качества. Тем не менее все эти записи являются неоценимым документом своего времени.
В 1904 году Собинов снова обратился к звукозаписи. На этот раз он осуществил самую продолжительную серию (двадцать оперных арий и один романс) для «Gramophone and Typewriter». Партнером певца был пианист Дмитрий Гаврилович Корнилов (1879—1907). Талант этого музыканта (окончил Московскую консерваторию с золотой медалью) находился тогда в полном расцвете, и для него было сделано исключение из того правила, по которому имена аккомпаниаторов не указывались на этикетках пластинок. Лишь музыканты такого ранга, как Альфред Корто (на записях Фелии Литвин) и Лэндон Роналд (на пластинках Аделины Патти), удостаивались упоминаний. Записи 1904 года (их произвел в Москве эксперт Франц Хампе) намного превосходят предыдущие по качеству. Несколько лучшей стала и прессовка дисков. Из обширной серии 1904 года (частично публиковавшейся на долгоиграющих пластинках) избраны записи, не переиздававшиеся с их первой публикации, - романс Л. Николаева «Постой, здесь хорошо» и Каватина Фауста из оперы Ш. Гуно (одна из первых записей Собинова на диск большого формата — gigant, 30 см в диаметре). Партия Фауста была одной из лучших в собиновском репертуаре раннего периода.
Четвертый сеанс записей Собинова состоялся в 1908 году в Петербурге, Артист записал десять арий для французской фирмы «Pathé». Из них избраны две, не повторяющиеся в других сеансах, — Серенада Эрнесто из «Дона Паскуале» Г. Доницетти и Баркарола из «Фра-Дьяволо» Д. Ф. Э. Обера. Обе партии исполнялись артистом в сезонах 1904/05 и 1905/06 годов в Милане, в театре «Ла Скала», а затем и на сценах других театров: Большого и Мариинского, оперы С. И. Зимина, театра Монте-Карло.
Завершает программу один из самых редких образцов мировой звукозаписи. Фрагмент арии Онегина был записан Л. В. Собиновым для сюрпризных открыток с вмонтированной миниатюрной пластинкой. Они были отпечатаны ограниченным тиражом, каждый экземпляр имел свой номер. Подобные записи осуществили также и другие знаменитые артисты (Д. А. Смирнов и А. М. Давыдов).
Это не единственный случай записи артистом произведения, написанного не для «его голоса». Как известно, Э. Карузо записал басовую арию Коллена из «Богемы» Дж. Пуччини. Несмотря на плохое техническое состояние, запись арии Онегина дает определенное представление о том, как Собинов, лучший Ленский русской оперы, интерпретировал своего «антагониста» — Онегина. Трактовка во многом сходна с записью баритона И. В. Грызунова (лучшего Онегина в 1905—1915 годах, неизменного партнера Собинова на сцене Большого театра), но наделена большей экспрессией.
Датировка записи арии Онегина представляет большую сложность. Наиболее вероятной представляется датировка 1912 годом, когда Собинов сделал последние записи для «Gramophone», хотя не исключена возможность, что это было в 1911 году, т. к. подобная запись Дмитрия Смирнова скорее всего была сделана именно тогда.
Настоящая пластинка далеко не исчерпывает возможностей собиновской дискографии. Она является первой пластинкой полного собрания записей великого артиста, над которым работает фирма «Мелодия».
При реставрации были использованы записи из собраний Ю. Б. Перепелкина (Ленинград) и дочери певца — С. Л. Собиновой. Всесоюзная студия грамзаписи выражает благодарность также члену-корреспонденту Академии наук СССР В. Л. Янину и А. И. Садолевскому, предоставившим самые редкие записи 1901 года (первое ариозо Ленского и романсы Л. Николаева и П. Чайковского).