Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
КТО ОНА И ГДЕ ОНА— 1.50
ЕВРЕЙСКАЯ ПЕСНЯ — 1.30
О ДЕВА ЧУДНАЯ МОЯ, болеро — 1.50
ДАВНО ЛИ РОСКОШНО ТЫ РОЗОЙ ЦВЕЛА, каватина — 3.20
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ — 4.25
ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ — 2.15
СТОЙ, МОЙ ВЕРНЫЙ, БУРНЫЙ КОНЬ, фантазия — 4.28
УСНУЛИ ГОЛУБЫЕ, баркарола — 2.15

Сторона 2
РЫЦАРСКИЙ РОМАНС — 4.20
ЖАВОРОНОК — 2.50
К МОЛЛИ — 3.40
ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСНЯ — 9.00

Георгий Нэлепп, тенор
МАТВЕЙ САХАРОВ, фортепиано
Редактор Л. Абелян
Оформление художника А. Цупрова

переиздание пластинки Д 04530-1
Цифровое издание MEL CO 0970

У Георгия Михайловича Нэлеппа (1904 —1957) была счастливая актерская судьба. Он был одним из самых ярких мастеров нашего музыкального театра, признанным и горячо любимым артистом. И сейчас, по прошествии нескольких десятков лет, его искусство воспринимается не как страница истории отечественной вокальной культуры, а как живое, непреходящей ценности художественное наследие, не утратившее силы своего эмоционального воздействия.
Известный оперный режиссер Леонид Баратов, с которым Нэлеппа связывали узы тесной творческой дружбы, писал: «Вспоминая о многих певцах, которых приходилось слышать, мы часто начинаем с того, что восхищаемся их вокальной техникой — дыханием, филировкой звука, эффектами пиано и форте и так далее, — они прежде всего врезались в память. О Нэлеппе так не скажешь. Когда он пел, никто в зале не фиксировал внимания на собственно вокале — на высоких нотах или сложных пассажах. Никому бы в голову не пришла мысль аплодировать ему за великолепно взятое верхнее «до» — ибо это разрушило бы цельность впечатления от образа, а захватывал слушателей именно созданный певцом образ, характер, его жизненная сила. Голос Нэлеппа принадлежал героям этого замечательного художника, он выражал их человеческую, эмоциональную сущность».
Слушая записи Нэлеппа, убеждаешься в глубокой справедливости этих слов. Перед нами предстает облик артиста, покоряющего какой-то удивительной свежестью, цельностью, поэтической чистотой восприятия мира. В исполнении певца ни одно произведение, как бы хорошо оно ни было знакомо, не покажется привычным, обыденным; в трепетном, проникновенном звучании голоса каждый раз как бы оживает правда жизни, заново воссоздается волнующая красота музыкального образа, запечатленного композитором.
Георгий Нэлепп родился в селе Бобруйки Черниговской области, в крестьянской семье. Закончить школу ему не пришлось — в двенадцать лет нужда погнала его в батраки. Годы гражданской войны юноша провел на Украине, сражаясь в рядах Красной Армии. В 1923 году Нэлепп был направлен в Петроградское военно-топографическое училище. Здесь произошло его первое приобщение к миру искусства — он занимался в самодеятельных кружках. Проявившиеся .певческие данные и советы друзей подвигнули Нэлеппа на важное решение — попробовать свои силы в Ленинградской консерватории, где он был прослушан и рекомендован для поступления в вокальный класс ректором, знаменитым русским композитором А. К. Глазуновым. Молодой певец занимался в классе профессора И. С. Томарса и уже спустя два года дебютировал в Ленинградском театре оперы и балета в партии Ленского («Евгений Онегин»). В течение пятнадцати лет Нэлепп был ведущим солистом этой прославленной труппы, исполнив партии Ричарда в «Бале-маскараде» и Манрико в «Трубадуре» Верди, Хозе в «Кармен» Бизе, Арнольда в «Вильгельме Телле» Россини, Андрея Хованского в «Хованщине» Мусоргского, Собинина в «Иване Сусанине» Глинки, княжича Юрия в «Чародейке» и Германа в «Пиковой даме» Чайковского, Гвидона в «Сказке о царе Салтане» и Садко в одноименной опере Римского-Корсакова, целый ряд ролей в новых операх советских композиторов.
В мае 1944 года артист получил приглашение в Большой театр СССР. Здесь его дарование достигло наивысшего расцвета. К уже освоенному репертуару добавились новые работы, среди них блестяще исполненные партии Флорестана в «Фиделио» Бетховена, Радамеса в «Аиде» Верди, Йонтека в «Гальке» Монюшко, Еника в «Проданной невесте» Сметаны. Подлинной стихией Нэлеппа была сфера лирико-романтических чувств. Почти все его герои обладали яркими чертами благородства, душевного мужества. Певцу был подвластен мир тонких психологических переживаний. В этом плане особенно показательно одно из высших его творческих достижений — роль Германа.
Нэлепп был превосходным камерным певцом. Наследуя глинкинские традиции русской вокальной культуры, он обладал исключительной чуткостью музыкальной интонации, выразительной и гибкой фразировкой и тем особым шармом проникновенного задушевного пения, которым всегда славилась наша отечественная школа. Концертные программы, многочисленные записи артиста включали романсы и песни Глинки, Даргомыжского, Шумана, Грига, Бородина, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова… Настоящим шедевром камерной интерпретации является его исполнение вокального цикла Глинки «Прощание с Петербургом». Каватина «Давно ли роскошно ты розой цвела» из этого цикла стала последней записью певца, осуществленной незадолго до безвременной кончины.