В художественной культуре XVII и первой половины XVIII веков органная музыка занимала важнейшее место. В Германии органное искусство этого времени, которое принято называть «эпохой барокко», достигло необычайного расцвета. Это был поистине «золотой век» немецкой органной музыки. Орган в Германии величали даже «царем инструментов». Его эстетические возможности действительно необычайно богаты. Многоголосие в сочетании с огромным диапазоном, редкостные регистровые и динамические контрасты позволяли выражать в звуках разнообразнейшие чувства и переживания. Орган может потрясать и мощью торжественно-триумфальных звучаний, символизирующих возвышение человеческого духа, и приглушенностью в отображении глубокой скорби или светлой проникновенной лирики. Современники связывали орган прежде всего с католическим или протестантским богослужением. Роль органа, однако, этим не ограничивалась. Выступления органистов могли проходить вне рамок церковных служб и превращались в разновидность форм концертной деятельности. Комнатный орган (позитив) устанавливался даже в домашних условиях. Органная музыка не могла оставаться в стороне от всеобщего для искусства барокко проникновения светского начала: внедрялись народные мелодии, создавались обработки светских песен и танцев. Высшие достижения органного искусства в творчестве И. С. Баха были подготовлены деятельностью целой плеяды немецких композиторов и органистов: представителей старшего поколения -- С. Шайдта, И. Я. Фробергера и непосредственных предшественников великого мастера — И. А. Райнкена, Г. Бёма, И. Пахельбеля, Д. Букстехуде.
Иоганн Пахельбель принадлежал к тем немногим композиторам XVII века, чье имя всегда оставалось известным в памяти потомков. Его славу органиста приумножали многочисленные ученики. С детства он обучался органному искусству в Нюрнберге и, поступив в 1669 году в Альтдорфский университет, одновременно стал работать органистом. Вынужденный прекратить университетские занятия из-за отсутствия средств, Пахельбель продолжал музыкальное обучение под руководством К. Пренца, ученика известного композитора и органиста И. К. Керля. С 1673 года он работал органистом в Вене, с 1677 года — в Эйзенахе, с 1678 года — в Эрфурте. Пахельбель подружился с семьей Бахов. Старший брат И. С. Баха Иоганн Кристоф был учеником Пахельбеля. В 1690 году Пахельбель переехал в Штутгарт и поступил на службу при Вюртембергском дворе, с 1692 года обосновался в Готе, а в 1695 году вернулся органистом в Нюрнберг. Пахельбель — плодовитый композитор, в творчестве которого ведущее место принадлежит органной и клавирной музыке. Среди органных сочинений — ричеркары, фуги, хоральные обработки, прелюдии, токкаты, фантазии, законы; в числе клавирных — сюиты и хоральные вариации. Он создал и вокальные произведения — арии, мотеты, кантаты, духовные концерты, «Magnificat», мессы, а также инструментальные ансамбли. Чакона фа минор — одна из шести аналогичных пьес в творчестве Пахельбеля. Этот характерный для музыки барокко жанр подразумевает вариационное развитие при сохранении мелодической формулы в одном из голосов (обычно басовом). В двадцати двух вариациях предстают различные облики сурово-задумчивой темы: она украшается фигурациями и, растворяясь в них, постепенно теряет рельефность и суровость, доводится до торжественной кульминации в контрастирующем мажоре и, словно завершая круговорот, повторяется в конце в первоначальном виде без изменений.
Органист, композитор и теоретик музыки Иоганн Готфрид Вальтер, родственник И. С. Баха («кузен и кум», по его выражению), учился музыке в Эрфурте у одного из представителей этой семьи — И. Б. Баха. В 1702 году здесь же стал органистом церкви святого Фомы, с 1707 года — церкви Петра и Павла в Веймаре, где проработал до конца жизни. В 1708 году в Веймар переехал И. С. Бах, которого связывали с Вальтером, помимо родственных, дружеские узы. Общение с эрудированнейшим музыкантом, знатоком контрапункта Вальтером способствовало общемузыкальной эволюции И. С. Баха. Вероятно, Вальтер вызвал интерес Баха к органным переложениям концертов в итальянском духе. к тому времени Вальтер основательно изучил музыкальные трактаты, в 1703 - 1706 годах объездил ряд городов от Франкфурт-на-Майне и Дармштадта до Магдебурга, чтобы встретиться с ведущими музыкантами и всесторонне изучить музыку (в том числе с крупнейшим теоретиком, основоположником равномерной темперации А. Веркмайстером). Уже в 1708 году Вальтер написал «Наставление к сочинению музыки» (опубликовано в 1955 году) — первое в Германии пособие по композиции. Главное детище Вальтера — первый большой «Музыкальный словарь» (1732), содержащий три тысячи терминологических и 250 биографических статей, а также библиографические сведения. Вальтер - автор 119 coчинений для клавирных инструментов (из них около 100 органных прелюдий), 92 вокальных произведений (сохранилось 1), 78 переложений других составов для органа. Концерт си минор - одно из таких переложений: оригинал принадлежит А. Вивальди. В нем воспроизводится установленный итальянским мастером и новомодный в Германии трехчастный цикл с моторными, динамичными крайними частями (здесь они тематически родственны) и медленной задумчиво-лиричной средней.
Самуэль Шайдт деятельность в качестве органиста начал в 1604 году в Галле. В 1608 — 1 609 годах совершенствовал органное мастерство в Амстердаме под руководством крупнейшего органиста того времени Я. П. Свелинка. Вернувшись в 1609 году в Галле, он стал придворным органистом, с 1619 roда — капельмейстером, с 1628 года — «директором музыки» (руководителем хора и учителем хористов) городских церквей. В его творческом наследии наиболее важны органные и хоровые сочинения. Органные токкаты, фантазии, фуги, хоральные вариации, псалмы, светские песни и танцы были изданы в сборниках «Новая табулатура» (три тома, 1624) и «Табулатурная книга» (1650). В период 1620 — 1640 годов вышли сборники мотетов, много хорных концертов и концертов для двух-четырех голосов с цифрованным басом. Среди ансамблей для четырех-пяти инструментов — паваны, гальярды, аллеманды, куранты, канцоны в сборниках «Музыкальные игры» (1621 — 1624). Псалом «Иисус на кресте» ля минор — характерный образец хоральных обработок с саntus firmus (так называлась неизменная мелодия с большими длительностями, которая могла переходить из одного голоса в другой). В шести разделах, каждый из которых соответствует строке хорала, аскетически-суровый cantus firmus контрапунктически соединяется с остальными, насыщенными мелодическими фигурациями голосами. Заключительная вариация с непрерывными хроматическими нисхождениями потрясает трагической безысходностью. Подобные хоральные обработки впоследствии создавали многие немецкие композиторы, а в творчестве И. С. Баха этот жанр достиг непревзойденной вершины.
Иоганн Себастьян Бах юношей усвоил богатые традиции органного искусства своих предшественников и старших современников, так что ко второму приезду в Веймар в 1708 году стал выдающимся мастером в этом виде творчества и исполнительства. Веймарская должность органиста придворной капеллы способствовала тому, что во время десятилетнего пребывания в этом городе в творчестве Баха первенствовала органная музыка, сформировался его самобытный органный стиль. Здесь было создано много замечательных органных произведений, в том числе и представленная на пластинке Пассакалия (около 1715 — 1716 гг.). Бах имел триумфальный успех в качестве органиста-солиста. В некрологе, опубликованном в 1754 году и составленном его сыном К. Ф. Э. Бахом и учеником И. Ф. Агриколой, сказано: «Бах был величайшим - мастером игры на клавире и органе из всех когда-либо существовавших... Как неожиданны, как новы, как выразительны, как прекрасны были его изобретения во время прелюдирования! И с каким совершенством он претворял их... Двумя ногами он мог воспроизводить на педали то, что иному исполнителю с превеликим трудом удается сыграть пятью пальцами. Он в высшей степени совершенства владел искусством соединения разных регистров... Если когда-нибудь на свете был композитор, явивший миру многоголосие во всей его силе, то это, конечно, покойный Бах». Хоральные обработки, сонаты, двухчастные циклы прелюдий (токкаты) и фуги и уникальная в творчестве Баха пассакалия - таковы основные жанры его органной музыки. Пассакалия до минор, BWV 582 своей драматической порывистостью и возвышенной патетикой близка музыке Букстехуде. Пассакалией в то время называли родственный чаконе вариационный цикл на неизменную басовую тему. Эта пассакалия состоит из двадцати вариаций и двойной фуги. Первоначальная неумолимость трагического по характеру баса постепенно уступает место лирической напевности (в третьей - пятой вариациях). После новой смены характера движения (появления еще более мелких длительностей и тревожных ритмов) в одиннадцатой вариации тема возносится ввысь и вскоре достигает первой кульминации. В последующих вариациях напряжение спадает и колорит просветляется, новая кульминация сосредоточена в двух последних вариациях. Первая тема фуги содержит начальную половину темы пассакалии. Фуга завершается торжественной грандиозной кодой.
Сергей Цацорин (р. 1951) окончил Ленинградскую консерваторию в 1975 году по специальности фортепиано и орган, а в 1980 году - Таллинскую консерваторию по классу органа у народного артиста Эстонской ССР, профессора Х. Л. Лепнурма. Концертная деятельность началась с 1973 года. Неизменным успехом пользовались концерты талантливого органиста в Ленинграде и во многих городах СССР. В его репертуаре - сочинения композиторов XVII - XX веков (И. С. Бах, И. Пахельбель, И. Вальтер, А. Резон, Ж. Ф. Дандрие, Н. де Гриньи, Ф. Лист, С. Франк, М. Дюпре, М. Регер, Ч. Айвз и многие русские и советские авторы). Искусство Цацорина известно также любителям грамзаписи: предлагаемая пластинка — пятая.
А. Епишин