Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Московский джаз-фестиваль 1984 года был посвящен главным образом творчеству джазовых музыкантов Российской Федерации, а одной из отличительных черт современного российского джаза является интерес к фольклору населяющих нашу страну национальностей. Некоторые интересные, с нашей точки зрения, образцы «фольклорных направлений» современного советского джаза представлены на этой пластинке.
Курский пианист Леонид Винцкевич, наряду с глубоким интересом к современной музыке, питает давнюю любовь к фольклору средней полосы России, а в особенности ему близки музыкальные традиции белгородского села Фощеватово. Выпускник Казанской консерватории, он заведует эстрадно-джазовым отделением музыкального училища и не прекращает концертировать. В числе наиболее удачных сольных выступлений Винцкевича — концерты конференции «Импровизация в современной музыке» в Ленинграде в 1982 году, в программе «Диалоги» в Москве в 1983 году и на Международном джаз-фестивале в Праге в 1984 году. На Московском фестивале он показал свою большую, полную импровизаций композицию по мотивам песен и плясок средней полосы России, бравурный финал которой, где он, одновременно импровизируя за два голоса на фоне своеобразного бассо остинато, мастерски пользуется подголосочной полифонией, открывает эту пластинку.
Творчески близок Винцкевичу саксофонист Владимир Коновальцев, выросший вдали от городов, в окружении русских народных и бытовых песен. В 1982 году их дуэт был одним из наиболее ярких явлений на отечественной джазовой сцене. Еще в конце 60-х годов Коновальцев был в числе первых, кто уловил близость некоторых русских народных песен и пентатонических принципов бурно развивавшегося в ту пору ладового джаза. Формируя по крупицам свой исполнительский стиль, музыкант копил в нем те черты национальной основы, которая отличала одно время ансамбль «Аллегро», где он тогда играл. Много лет уже в репертуаре Коновальцева обработка старинной северной песни «Звонили звоны в Новгороде», неоднократно удостаивавшаяся высоких похвал. Теперь у Коновальцева свой концертный джаз-ансамбль, в программе которого его музыкальные идеи получили новое инструментальное воплощение. В его ансамбле собрались известные джазовые солисты. Тенорист Станислав Григорьев играл в оркестрах Кролла и Лундстрема, в ансамбле «Арсенал», Музыка его строга, монументальна. Владимир Данилин долго работал пианистом-солистом, выступал с Андреем Товмасяном, играл в оркестре Лундстрема. Быстрый творческий рост обнаруживает молодой бас-гитарист Александр Ростоцкий.
Разные стили джаза тяготеют к этнически разным музыкальным культурам. Язык современного джаза претерпел коренные изменения, впитав в себя музыкальные идеи Востока, в особенности в области мелодии и контрапункта. В результате появилось стремление к большей ясности голосовых движений, к большей прозрачности ткани, к большему разнесению регистров отдельных голосов, к медитативности изложения. Среди наиболее своеобразных ансамблей этого направления —ленинградский дуэт Гайворонского и Волкова. О Вячеславе Гайворонском как об оригинальном трубаче и композиторе первые вести пришли с середины 70-х годов из Сибири. Тогда он жил и работал в Кемерове. Вернувшись в родной Ленинград, он стал усиленно заниматься композицией в секции местного отделения Союза композиторов (у А. Г. Юсфина) и образовал дуэт с молодым контрабасистом Владимиром Волковым, получившим академическое образование. Их выступления в Клубе современной музыки, на фестивалях в Риге, Ленинграде, Новосибирске принесли им всесоюзную известность. По опросу советских джазовых критиков, оба входят в пятерку ведущих музыкантов страны в своих категориях. На фестивале дуэт показал композицию Гайворонского «Три раги», первая часть которой взята на пластинку. Здесь классическая индийская форма, особенно в своей начальной стадии (алапа), где мы слышим богато орнаментированный голос трубы в сопровождении органного пункта контрабаса, поразительно напоминает приемы игры армянских дудукчи.
Фольклор — прекрасный источник, но и в джазе он далеко не единственный. Для Германа Лукьянова, одного из ведущих мастеров советского джаза, поиски в этой области никогда не были особенно характерными. Несколько старых его работ с отчетливо фольклорным оттенком («Крестьянская свадьба», «Иванушка-дурачок») скорее иллюстрировали. Разнообразие преломлений отдельных художественных
приемов или принципов (поиски в области формы, метроритма и т. П.). И на этот раз Лукьянов, будучи увлечен новыми нюансами звучании нестандартных комбинаций духовых и ударных, используя их в аранжировках то собственных тем, то джазовой классики, натолкнулся на старую еврейскую народную песню «Местечко Бельцы», обработка которой стала одним из ярких моментов его выступлений как на Московском фестивале, так и на Североморском международном джаз-фестивале в Гааге. В инструментовке и голосоведении у Лукьянова выдумка, интуиция и вкус незауряднейшие, его руку сразу же узнаешь. Непередаваемо красиво лукьяновское сплетение двух флейт, альтгорна и тромбона с низкими африканскими ударными. Как хрусталь с гранитом — прозрачно и гордо. А в соло две «женские» цитаты — гершвиновской Клары и колменовской «Одинокой» — недвусмысленно указывают направление его лирики.
Обратите внимание и на соло Николая Панова — сегодня это очень видный мастер с аналитическим ладовым мышлением.
Вторая сторона начинается какими-то таинственными звуками, похожими то на ворожбу, то на заклинание. Это играет томское трио Валентина Русакова, дебютант фестиваля. А звуки, похожие на электронную рок-гитару, издает древнейший инструмент — якутский хомуз. Фольклор сибирских народностей близок томичам и находит отражение в их творчестве. Двое музыкантов трио работают в симфоническом оркестре. Трио играет только собственные композиции, которые близки инструментальному театру, иногда имеют литературную основу и элементы программности.
Рижское трио Раймонда Раубишко по составу почти такое же, а музыка совершенно другая. Их грамзаписи только начинают появляться, хотя этот ансамбль, в течение последних пяти лет активно выступая на джаз-фестивалях в Риге, Бирштонасе, Куйбышеве, Новосибирске, Красноярске, вошел в число лучших советских джазовых коллективов. Начав играть джаз еще в конце 50-х годов, Раубишко всерьез дебютировал лишь на джаз-фестивале «Таллин-63», а европейская известность пришла к нему после участия в пражском джаз-фестивале 1970 года, когда он был приглашен в международный оркестр «Интерджаз» Вацлава Заградника. Все это время музыкант ведет активную творческую и концертную деятельность: много работает в оркестре эстрадной музыки Латвийского телевидения и радио, в ансамбле «Модо», в содружестве с Гунаром Розенбергом и, наконец, во главе собственного трио. Согласно всесоюзному опросу советских джазовых критиков, Раубишко второй год подряд избирается лучшим советским тенористом. Неизменно в первой тройке и контрабасист Ивар Галениекс, музыкант неустанный и необычайно разносторонний, свободно чувствующий себя и в джазовой традиции, и в академической классике, и в самых современных музыкальных опытах. Стиль трио можно охарактеризовать как нео-боп классическая джазовая тематическо-вариационная форма наполняемся здесь современными гармониями и сложным ритмическим контрапунктом. На фестивале трио исполнило известный цикл своего руководителя «Картины Древнего Египта». И уже как бы на бис, посте горючей и суровой сюиты раздались звуки необычайно нежной, протяжной, печальной народной мелодии. Ее мы и услышим здесь.
Дебют уфимского саксофониста Марата Юлдыбаева состоялся десять лет назад на Куйбышевском джаз-фестивале, где особенно привлек оригинальными обработками башкирского фольклора в стиле ладового джаза. И сегодня саксофон Марата не утратил интонаций и тембров башкирского курая. В числе успешных выступлений его ансамбля— Ярославский джаз-фестиваль 1980 года и концерт е Московском Доме композиторов в 1982 году. Кстати, следуем отметить ,что его ансамбль «Дустар» был одним из немногих ансамблей джаз-рока фестивале.
Наверное, самыми молодыми и самыми счастливыми участниками фестиваля были два первокурсника эстрадно-джазового отделения Гнесинского училища Андрей Джелакаев и Федор Иванов. Потомки известных цыганских музыкантских фамилий. На фестивале состоялось их первое большое выступление, а публика наградила их самыми горячими аплодисментами. Неподдельно артистичные очень музыкальные, они показали несколько собственных композиций, в том числе «Цыганскую рапсодию», которая завершает на этом диске национально пеструю мозаику современного советского джаза.
Алексей Баташев