Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Квартет № 3 фа мажор, соч. 73 написан в 1946 году, посвящен квартету имени Бетховена и исполнен им впервые 16 декабря этого же года в Москве. Общая философская концепция Квартета близка созданной в эти годы Восьмой симфонии – одному из трагичнейших произведений композитора. В Квартете пять частей; средние части наиболее сложны по содержанию – это сгусток тяжких переживаний недавно прошедшего времени. Особенно напряженно звучит третья часть – как призыв к борьбе со злом. Вторжение властного речитатива означает наступление следующей части – замечательной пассакальи, посвященной, как всегда у Шостаковича, сфере возвышенно-философских образов. Крайние части Квартета проникнуты мыслью о нетленности вечных человеческих идеалов. Тема пассакальи проходит в кульминации Финала, в танцевальных мелодиях которого постепенно гаснут конфликты предыдущих частей.
Квартет № 9 ми-бемоль мажор, соч. 117 создан в 1964 году. Премьера состоялась 20 ноября этого же года в Москве; исполнители – квартет имени Бетховена. Квартет посвящен И.А. Шостакович. Цикл его состоит из пяти частей, исполняющихся без перерыва. Первая, третья и пятая части – подвижные, вторая и четвертая – медленные. Круг образов квартета – лирико-драматический. Цикл этот, при значительной контрастности частей, пронизан тонкими тематическими связями, которые создают внутреннее единство и цельность.
Первое выступление Квартета имени Танеева состоялось зимой 1946 года в Малом зале Ленинградской консерватории. Его участники бьли тогда студентами второго курса. Упорная, систематическая работа, увлеченность, целеустремленность помогли молодым музыкантам быстро накопить репертуар и завоевать признание. В 1963 году ансамблю было присвоено имя С.И. Танеева. К этому времени их уже знали за рубежом.
«…Квартет им. С.И. Танеева из Ленинграда играет изумительно красиво. Музыкальность, благородство, дисциплина ансамблевого исполнения, красочность forte и piano – всё на наивысшем уровне…» (польский журнал «Рух музычны»).