Высшие достижения отечественной музыки XVIII века неразрывно связаны с именами выдающихся деятелей русской и украинской музыкальной культуры Максима Созонтовича Березовского и Дмитрия Степановича Бортнянского.
М. Березовский родился 16 октября 1745 года на Украине. Музыкальное образование получил в Киевской академии, а позже — в Петербургской придворной певческой капелле. Посланный для совершенствования своего профессионального мастерства в Италию, М. Березовский консультируется у известного композитора и музыкального педагога Дж. Б. Мартини и 15 мая 1771 года выдерживает экзамен на звание академика-композитора Болонской академии филармоников. В 1773 году в Ливорно с большим успехом проходит премьера оперы М. Березовского «Демофонт». Возвратившись в Петербург, М. Березовский сталкивается с полным безразличием к своему творчеству со стороны властей. После триумфа зарубежных успехов он не находит в России ни работы, достойной его таланта, ни материальной поддержки, ни признания. 22 марта 1777 года, на 32-м году жизни, М. Березовский покончил с собой. В официальном свидетельстве о гибели композитора сказано: «По смерти его ничего не осталось и погрести тело нечем».
Основным жанром творчества М. Березовского была хоровая музыка, высоко ценившаяся современниками композитора. На сегодняшний день известны одиннадцать его хоровых произведений "(среди них гениальный концерт «Не отвержи мене во время старости»). Не так давно в музыкальном отделе Национальной библиотеки в Париже удалось разыскать ранее неизвестную Сонату до мажор для скрипки и клавесина М. Березовского. Написанная в традициях раннего классицизма. Соната благодаря яркой индивидуальности автора, его композиторскому мастерству и безупречному вкусу по своим художественным достоинствам принадлежит к значительным произведениям европейской камерной музыки XVIII века.
Д. Бортнянский, как и М. Березовский, был по происхождению украинцем. Он родился в г. Глухове (ныне Сумской области) в 1751 году. Обучался в глуховской музыкальной школе, готовившей хористов для Петербургской певческой капеллы. В семилетнем возрасте, благодаря исключительным музыкальным способностям и прекрасному голосу, Д. Бортнянский был зачислен в штат капеллы, где продолжал заниматься у выдающихся мастеров — руководителя капеллы М. Ф. Полторацкого и итальянского композитора Б. Галуппи, работавшего в то время в Петербурге.
После отъезда Б. Галуппи в Италию, туда был послан и Д. Бортнянский для усовершенствования знаний в области композиции. За десять лет пребывания в Италии (1769 — 1779) Д. Бортнянский приобретает известность как оперный композитор. Оперы «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», написанные им в этот период, были с успехом поставлены на сценах театров Венеции и Модены.
Возвратившись в Петербург, Д. Бортнянский работает придворным капельмейстером, создает оперы «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник», ряд клавирных сонат, ансамблей и романсов.
В 1796 году Д. Бортнянский назначается руководителе, придворной капеллы. Хоровые концерты, созданные им в конце XVIII — начале XIX века,— одна из вершин отечественной музыкальной культуры.
Скончался Д. Бортнянский в Петербурге 28 сентября 1825 года.
Мотет "In convertendo" и Концерт ре мажор для клавесина с оркестром до недавнего времени не были известны м музыкальной науке. Рукописи этих произведений удалось обнаружить в Парижской национальной библиотеке в 1980 год;
Музыка мотета, написанного на латинский текст, возвышенна и проникновенна, блестящее знание Д. Бортнянским возможностей человеческого голоса и струнных инструментов позволили композитору создать яркий образец классического вокально-инструментального ансамбля.
В Концерте привлекают жизнеутверждающий, оптимистический характер, проникновенный лиризм, безукоризненность формы и изящество фактуры произведения. Уникальная особенность концерта состоит в том, что он является хронологически наиболее ранним из известных нам инструментальных сочинений, созданных отечественными композиторами этом жанре.
М. Степаненко