Сторона 1 — 19.27
Пришельцы
Сторона 2 — 18.00
Пришельцы (продолжение)
СЕРГЕЙ САМОЙЛОВ, фортепиано, синтезаторы Yamaha DX-7, Roland S-10
Редактор О. Глушкова
Художник М. Мушников. Фото А. Веселова
© ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1989 г.
«Пришельцы» — вторая пластинка ленинградского композитора Сергея Самойлова. Хотя первая его пластинка «Антигравитация. Размышления за роялем», выпущенная в 1987 году, что называется, не залежалась на прилавках магазинов, имя ее создателя в общем-то остается малоизвестным для большинства любителей музыки. Впрочем, многие из них, наверное, и не подозревают, что знакомы с творчеством Сергея Самойлова — прежде всего, благодаря музыкальным заставкам Ленинградского телевидения, многочисленным звуковым иллюстрациям к видеоканалу «Пятое колесо».
«Пришельцы» — произведение, созданное специально для серии «Электронная музыка»; оно открывает новый этап в творчестве ленинградского композитора и пианиста — этап освоения тех богатейших возможностей, которые предоставляет в распоряжение музыканта новейшая электроакустическая и компьютерная технология. Композитор, до этого работавший преимущественно с симфоническим оркестром, теперь прямо реализовал свои музыкальные идеи, которые нередко рождаются у него непосредственно за клавиатурой рояля и синтезатора, причем не только в студийной обстановке, но и перед публикой, когда композитор импровизирует на сцене вместе с артистами балета. Более того, работа над этим произведением послужила также первоначальным импульсом к реализации задуманного автором масштабно-симфонического цикла произведений крупной формы, объединенных общим названием «Песни грустного Сфинкса из созвездия Ориона».
Если перефразировать известное определение музыки как застывшей архитектуры, то музыку С. Самойлова можно было бы сравнить с ожившей скульптурой. Причем материалом для этой скульптуры становятся чуть ли не все известные музыкальные образы — поэтичность Шопена и мистический пафос Скрябина, блюзовые ноты и электронные медитации, энергетика рок-н-ролла и выразительность танцевальной пластики. Кстати, в своей приверженности балету ленинградский композитор следует российской традиции, начатой П. И. Чайковским и продолженной И. Ф. Стравинским и С. С. Прокофьевым. Романтически неожиданны и прихотливы смены настроений и образов, так что не успеваешь даже осознать, откуда цитата (или стилизация?) — то ли из «Картинок с выставки» Мусоргского в обработке Кита Эмерсона, то ли из «Вопроса без ответа» Айвза в электронной версии Исао Томита. А все в целом складывается в масштабную композицию, пафос которой и в самом деле заставляет вспомнить А. Н. Скрябина с его космическим замыслом «Предварительного действа». Поэтому и название — «Пришельцы» — это не столько научная фантастика эпохи освоения близлежащей вселенной, сколько взгляд в глубины того космоса, который — в соответствии с романтической традицией — раскрывается в глубинах внутреннего мира человека.
Дмитрий Ухов
Р. S. 2 марта 1990 г. в 3 часа ночи в одно мгновение скончался Сергей Самойлов. Он был полон планов, земных и космических. Он не дожил до своей пластинки. Мы не успели...
Зак. 703. Тираж 5000