Сторона 1
О том, как зачиналась каменна Москва, былина XVI века — 3.12
Заааруй варуй заруйка (обработка Н, Римского-Корсакова) — 0.55
Как у наших у ворот (обработка Д. Кашина) — 2.25
На родимую сторонку (обработка Н. Кленовского) — 3.15
Ах, как чей это садочек (обработка Д. Кашина) — 1.00
Вниз по камушкам быстра река течет (обработка Д, Кашина) — 1.00
Дороженька (обработка А. Свешникова) — 4.55
Из страны, страны далекой (А. Алябьев — Н. Языков) — 1.05
Вдоль по улице широкой (А. Алябьев -— П. Ершов) — 1.25
Сторона 2
Былина о покорении Новгорода 15 января t478 г. — 2.00
Из лесов дремучих северных (обработка В, Орлова) — 3.00
Запевка (обработка Н. Ладухина) — 2.03
Уж как злое то коренье (обработка А. Лядова) — 2.05
Прибаутки (обработка А. Никольского) — 1.45
Вдоль по улице молодчик идет (обработка Д. Кашина) — 0.40
В чистом поле за рекой (обработка В. Орлова) — 1.21
Не велят Маше за реченьку ходить (обработка А. Глазунова) — 3,07
Что за песни, что за песни распевает наша Русь (обработка А. Свешникова) — 1.35
Вокальный мужской квартет. Художественный руководитель Игорь ВОРОНОВ
Игорь Воронов, тенор;
Сергей Сермягин, тенор;
Петр Дерюгин, баритон;
Владимир Смирнов, бас
Редактор Л. Абелян
Оформление художника В. Мамаева
На лицевой стороне конверта Набойка второй половины XIX века. Московская губерния (Музей тканей Московского текстильного института)
Мужской вокальный квартет Пермской филармонии под руководством заслуженного артиста РСФСР Игоря Воронова одним из первых в стране стал возрождать старинную русскую музыку, исконную национальную традицию петь на три-четыре голоса без сопровождения. Особое впечатление производит квартет, когда выступает в залах дворцов-музеев Останкино, Кусково, в церкви Покрова в Филях, в Музее Андрея Рублева, где прекрасная акустика и где как бы воедино сливаются старинная архитектура, живопись и музыка Обычно в этих концертах звучат сочинения крепостных музыкантов графа Шереметева — С, Дегтярева, Г. Ломакина, И почти каждый концерт квартета завершается исполнением русских народных песен,
Энтузиазм, с каким слушатели принимают в концертах русские песни, побудил коллектив целиком посвятить им свою третью пластинку. По жанрам песни эти разнообразны: старинные былины и веселые прибаутки, протяжные и плясовые, лихие солдатские и задушевные лирические.
Созданные безвестными талантливыми авторами, в большинстве своем крепостными крестьянами, русские песни уже с конца XVIII века стали привлекать внимание профессиональных музыкантов.
Крепостной музыкант Даниил Никитич Кашин (1770 —1841) делал обработки русских песен для концертного исполнения. Получив в тридцатилетнем возрасте вольную, Кашин стал устраивать в Москве концерты, в которых звучали по преимуществу русские песни. Из сборников Кашина на пластинке записаны четыре песни: «Как у наших у ворот», «Ах, как чей это садочек», «Вдоль по улице молодчик идет», «Вниз по камушкам быстра река течет». Расцвет деятельности Кашина совпал с победой русского оружия над наполеоновскими захватчиками, и обработанные им песни словно отразили жизнелюбие и гордость народа-победителя.
В городе Перми до сих пор помнят певца и дирижера, пропагандиста русской песни Александра Дмитриевича Городцова. На рубеже XIX—XX веков он создал на Урале множество хоровых коллективов, обучал хористов нотной грамоте, организовал курсы по подготовке учителей пения. Выступления хоров выливались в настоящие праздники русской музыки. Городцов мечтал об организации квартета певцов, который будет «образцово исполнять русскую духовную и иную музыку, народные песни». Мужской вокальный квартет Игоря Воронова — это как бы осуществленная мечта А. Д. Городцова. На пластинке звучит ряд песен из сборников, составленных Городцовым; «Из лесов дремучих северных», «В чистом поле за рекой» (обработки В. Орлова), «Прибаутки» (обработка А. Никольского), «Запевка» (обработка Н. Ладухина, солист В. Смирнов). «На родимую сторонку» (обработка Н. Кленовского, солист И. Воронов).
Созданная в 30-х годах XIX века замечательным русским композитором А. Алябьевым на стихи Н, Языкова застольная песня «Из страны, страны далекой» была подхвачена русским студенчеством, стала поистине народной. В исполнительской практике она обрела новые по сравнению с оригиналом мелодические обороты. Квартет исполняет песню в том виде, в каком она вышла из-под пера автора — современника Пушкина, Грибоедова, декабристов. Записана на пластинке и другая песня Алябьева — «Вдоль по улице широкой» на стихи тобольского поэта П. П. Ершова, автора сказки «Конек-горбунок». В «Собрании разных русских песен» Алябьева она имеет название «Песня сибирская старика Луки» из драматической повести «Фома-кузнец». Песня рисует картину кузницы, где слышатся удары кузнечного молота, от одного голоса к другому перебрасывается веселое «тук, тук».
Народная песня стала фундаментом всей русской классики. Поэтому многие отечественные композиторы, исполнители, музыкальные деятели уделяли большое внимание записи и обработкам народных песен. На пластинке звучат песни в обработках Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, А. К. Глазунов А. В. Свешникова.
Благородная сдержанность исполнительской манеры, музыкальность и высокое профессиональное мастерство позволяют квартету под руководством И. Воронова передать достоинство и величие русской народной песни — сокровищницы искусства, которая создавалась веками и является нашим духовным богатством.
О. Вершинина
В составе квартета —- заслуженный артист РСФСР Игорь Воронов (тенор), заслуженный артист РСФСР Сергей Сермягин (тенор), Петр Дерюгин (баритон), заслуженный артист РСФСР Владимир Смирнов (бас).
АОЛЗ, 1990
Зак. 283 Тир. 4700