Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
Волейбол на Сретенке — 5.37
Обучаю играть на гитаре — 2.53
А в юности куда нас не несло — 2.52
Снег над лагерем валит — 3.23
Одинокий гитарист — 2.53
Пропажа — 3.00
Музыка и слова Ю. Визбора

Сторона 2
Люси (музыка Кенни Роджерса) — 4.27
А будет это так — 3.30
Блажен, кто поражен летящей пулей — 3.27
Хала-бала — 2.33; Тома — 4.04
Спокойно, дружище — 2.25
Милая моя — 3.03
Музыка и слова Юрия Визбора

Ансамбль под руководством Геннадия Цемерова

Звукорежиссер С. Теплов. Редактор В. Рыжиков. Художник А. Дьячков. Фото В. Пищальникова
Запись 1989 г.

В одном небольшом сибирском городке, который на картах значится как населенный пункт с количеством жителей от 10 до 30 тысяч, свободно стоял на прилавках книжного магазина сборник Юрия Визбора «Я сердце оставил в синих горах». Как раз в это время туда приехал Лев Барашков со своим спектаклем-концертом «Наполним музыкой сердца», поставленным по стихам, песням и прозе Визбора. На другой день все книги Визбора пошли нарасхват. Я вспоминаю этот случай не затем, чтобы укорить жителей, не проживающих а столичных и областных городах, а чтобы поблагодарить Л. Барашкова. За три последних года в десятках городов страны сотням тысяч зрителей он вернул добрый и светлый песенный мир Ю. Визбора, а кого-то и впервые познакомил с ним.
Обращение артиста к творчеству Ю. Визбора не случайно. Это, точнее, даже не обращение, а возвращение. Когда-то, в конце 60-х, они встретились, и сам Визбор «дал добро» Барашкову на исполнение своих песен, вручив ему кассету своих записей. Тогда же зазвучали в концертах, по радио и на пластинках песни и других бардов в исполнении Барашкова: Б. Окуджавы, Е. Клячкина, Ю. Кукина, Б. Полоскина, А. Дулова. Но вскоре последовал грозный начальственный окрик, и даже не один: авторской песне был заказан выход на широкую аудиторию, а многим эстрадным певцам, пропагандировавшим «сомнительные, самодельные песенки», было недвусмысленно «предложено» сменить репертуар.
Время от времени эфир доносил до слушателей песни в исполнении Льва Барашкова, а затем он вообще на какое-то время исчез из поля зрения. Как считает он сам, у него была полоса неудач. Ну что ж, с кем не бывает! Из этого периода невеселых раздумий, переоценки собственной творческой жизни, поиска путей вывел его, по сути дела, Визбор. Правда, это случилось, когда Визбора уже не стало, но, как он сам пел, «не путай конец и кончину», — это верное, хотя и слабое, утешение. Барашков и Визбор — сверстники, представители «на войну опоздавшей юности». В трудные и голодные военные годы Визбор — пацан с московской Сретенки; Барашков — в подмосковных Люберцах. Оба почти в одно время учились в альма-матер самодеятельной песни, в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина, оба — «дети XX съезда». И поэтому никакими указаниями сверху невозможно отлучить кого бы то ни было от своего поколения, которое и голосами бардов пело о надеждах, о лучших, чистых, предполагающих уважение человека человеком отношениях, что, собственно, и подтверждает Л. Барашков своим «возвращением».
С этой пластинки звучат в основном последние песни Ю. Визбора, написанные, как он говорил, «в том возрасте, который идет за молодостью». Лишь две из них — шуточная «Хала-бала» (кстати, это слово в бытовом английском языке означает «крик, гам, шум», а в «сленге» редакции журнала «Кругозор», когда там работал Визбор, было многозначным междометием и в зависимости от интонации означало разные степени качества) да песня «Спокойно, дружище», взятая Марленом Хуциевым вместе с самим Визбором как киноактером в его фильм «Июльский дождь», — написаны в шестидесятые годы. За каждой из песен Визбора стоят различные любопытные обстоятельства и истории, и смешные и грустные, стоит сама жизнь. Поэтому не стоит говорить, о чем они. Внимательный слушатель сделает это сам. В этих песнях нет никакой надуманной многозначительности, их поэтический и мелодический строй прост, доходчив, открыт. Но подбор их не случаен — в них жизненное кредо, нравственная и эстетическая позиция как их создателя, так и их исполнителя.
Сегодняшний музыкальный мир многолик и разнообразен. В нем много песен для развлечения, для легкого времяпровождения. К ним и не надо предъявлять каких-либо претензий, они и не претендуют на что-то серьезное и долговечное. Есть и такое направление, которое с грустью подметил в своей песне Визбор: «Глянешь в телик — дым и чад, Поколенье молодое Все с гитарами кричат. Как перед большой бедою», — ведь действительно умных, добрых песен, с настоящей поэзией, заставляющих остановиться, оглянуться, задуматься, не так-то уж и много. Л. Барашкову, конечно, пригодился опыт драматического актера, школа ГИТИСа, но это не значит, что он играет, лицедействует в песнях Визбора. Он исполняет песни, не демонстрируя все свои вокальные данные, а в ключе, свойственном бардам, поет голосом души. Ведь чтобы быть понятным, услышанным, не обязательно обзаводиться тоннами аппаратуры и усилителями в сотни ватт, — это можно сделать и вполголоса, песней барда.
А. Азаров