Внутренний слух Брукнера был слухом провидца, слухом пророка. Брукнер мыслил звуковыми категориями, свойственными ХХ столетию: его гармонии, его ритм, его чувство формы принадлежат более нашему веку, нежели ХIX. Не случайно при жизни композитора его симфонии почти не исполнялись.
Начав работать в симфоническом жанре, Брукнер на протяжении нескольких лет не слышал своих творений, то есть он слышал их только “внутри себя”. И это мучительное состояние практически продолжалось всю его жизнь - исполнения Пятой симфонии он ждал 18 лет, из Шестой симфонии при его жизни были исполнены только две части… Что и говорить - ситуация трагическая.
Очень серьёзная проблема в биографии Брукнера и, конечно, опять-таки источник мучений для композитора - так называемая “помощь друзей”, стремившихся сделать творения Брукнера более доступными. Она заключалась в “сглаживании острых углов”, вплоть до изменений в структуре симфоний, исправлении гармоний, значительной переинструментовке, не пренебрегая при этом заменами одних инструментов другими и огромными купюрами. Симфонии Брукнера казались тогда чрезмерно длинными даже его близким друзьям - профессиональным и честным музыкантам. Дело в том, что, если можно так сказать, они воспринимали форму по Эвклиду, а он уже по Лобачевскому… Бесспорно, друзья Брукнера, - а среди них были замечательные музыканты, его горячие поклонники братья Франц и Йозеф Шальк, - руководствовались в своих действиях самыми лучшими чувствами, но тем самым они лишали композитора самого ценного - его неповторимой индивидуальности. Искренне желая пропагандировать музыку Брукнера, они играли переиначенные ими симфонии на двух роялях в разных музыкальных салонах, и присутствующие выносили впечатление от этих симфоний по их жалким подобиям.
Отсюда - непрекращающаяся травля композитора критиками, изощрявшимися в так называемом остроумии и превратившими Брукнера в беспрестанно обстреливаемую мишень. Во время аудиенции у императора Франца-Иосифа Брукнер обратился к последнему с одной-единственной просьбой - оградить его от нападок критиков. Император ответил отказом по причине невозможности давления на “свободную” австрийскую печать…
Брукнер был человеком очень мягким и чрезвычайно скромным. Уже в зрелом возрасте он просил своего друга Фридриха Клозе поискать и исправить в его партитурах запрещенные правилами параллельные октавы. Когда Клозе сказал, что такие октавы можно найти и у Вагнера, Брукнер ответил, что Вагнеру это можно простить, потому что Вагнер - “мастер”, а он, Брукнер, - “ученик”. В то же время он был абсолютно уверен в будущем своей музыки и в правильности выбранного пути. В письме к дирижеру Феликсу Вейнгартнеру перед предполагавшимся исполнением Восьмой симфонии мы читаем: “Я рекомендую Вам сократить финал. В его оригинальном виде он сможет исполняться значительно позже, да и то только в очень узком кругу..”. За четыре года до смерти Брукнер поместил рукописные партитуры своих симфоний в Венскую придворную библиотеку, а на пакете написал: “Для будущего”. Это “будущее” наступило только в 1927 году, когда международное Брукнеровское общество начало огромную работу по реставрации оригинальных партитур, напечатав первую из них в 1931 году. Именно в этих “оригинальных” редакциях брукнеровские симфонии вошли в репертуар таких дирижеров, как В. Фуртвенглер, Б. Вальтер и К. Бём.
Девятая симфония - “лебединая песня” Брукнера. Работа над ней была начата композитором летом 1877 года и продолжалась до ноября 1894 года…
В 1903 году, уже после смерти автора, состоялась её премьера в Вене под управлением Фердинанда Леве. В оригинальной версии она впервые прозвучала лишь в 1932 году в Мюнхене под управлением Зигмунда фон Хаусеггера. В Девятой симфонии три части. Брукнер не успел закончить её, не написал финала, сохранились лишь его наброски - их довольно много. Однако исключительная значимость медленной части - Adagio - полностью компенсирует отсутствие финала. По-видимому, и сам Брукнер допускал исполнение симфонии в трехчастном варианте, предлагая, правда, в качестве альтернативы исполнение вместо финала хорового “Те Деума”. В то же время это соединение создает слишком сильный тональный контраст. Симфония написана в ре миноре, а “Те Деум” в до мажоре, практически разрушающем всю атмосферу этого удивительного сочинения. Ведь уход Брукнера в ми мажор в последних тактах симфонии столь отличен от до мажора “Те Деума”! Кроме того, как и в “Неоконченной симфонии” Шуберта, медленная часть несет в себе у Брукнера все признаки “резюмирующего финала”, включая цитаты из Седьмой и Восьмой симфоний, как бы подводя итог жизненному пути композитора…
Девятая симфония Брукнера - сочинение очень сложное, допускающее большое количество различных интерпретаций, порой довольно не схожих. Я начал работать над этим сочинением 15 лет назад и должен сказать, что беспрерывно находился в состоянии “поиска” верного подхода к этому сочинению… Уверен, что так будет продолжаться и в дальнейшем - поиск, поиск и поиск…
Девятая симфония Брукнера не только венец его творчества, но и широко распахнутые двери в будущее симфонизма в целом, симфонизма Малера, симфонизма Шостаковича. В будущее этого уникального жанра, способного объединять миллионы людей в их стремлении к познанию прекрасного.
Симфонии Брукнера начали исполняться в России в 30-х годах нашего века. Некоторые из них вошли в репертуар ленинградских дирижеров Е. Мравинского, К. Элиасберга, Н. Рабиновича.
Геннадий Рождественский
(Из вступительного слова перед исполнением симфоний Брукнера в Большом зале Московской консерватории)
Цикл всех симфоний Брукнера, представляемый любителям музыки данной серией пластинок, был сыгран в Большом зале Московской консерватории в сезоне 1983/84 года.
* * *
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, профессор Геннадий Николаевич Рождественский родился в Москве в 1931 году. После окончания Центральной музыкальной школы поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу фортепиано у Л. Н. Оборина и по классу дирижирования у своего отца Н. П. Аносова.
На протяжении более тридцати лет Рождественский дирижировал спектаклями Большого театра, в 1965-1970 годах был его главным дирижером. С 1961-го по 1974 год он возглавлял Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, с 1974 года являлся музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра.
Во время зарубежных гастролей Рождественский выступал с ведущими оркестрами мира: Нью-Йоркским, Чикагским, Кливлендским, Амстердамским “Консертгебау”, Берлинским филармоническим, Лондонским симфоническим, оркестром Чешской филармонии и многими другими.
В период с 1974-го по 1983 год Рождественский возглавлял крупнейшие симфонические коллективы Европы - Стокгольмский филармонический оркестр, Лондонский оркестр “Би-Би-Си” и Венский симфонический оркестр. Он избран почетным членом Шведской королевской академии и Королевской академии музыки Великобритании.
В 1982 году Г. Рождественский возглавил созданный тогда же Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР.