В декабре 1875 года петербургский издатель Н. А. Бернар обратился к П. И. Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес для ежемесячного нотного приложения к музыкальному журналу «Нувеллист». Пьесы по содержанию должны быть связаны с теми месяцами, для которых они предназначались. ^Композитору понравилась эта мысль, и он горячо принялся за сочинение. Пьесы были опубликованы в №№ 1 — 12 «Нувеллиста» за 1876 год и затем изданы в том же году издательством Бернара под общим названием «Времена года». Судя по переписке Чайковского с Бернаром, заглавие, а впоследствии и эпиграфы пьес были, очевидно, предложены композитору издателем.
Так возникло одно из поэтичнейших и популярнейших произведений, равного которому мы едва ли найдем в мировой фортепианной литературе.
Во «Временах года» Чайковский воспел красоту родной природы и связанные с ней жизнь и труд людей. Об этом говорит и ярко выраженный национальный характер музыки, пронизанной интонациями русской народной песни, танца, бытового романса.
Простыми выразительными средствами, не прибегая к виртуозным эффектам, оставаясь, преимущественно, в рамках камерного стиля, композитор живописует картины русской природы, вызываемые ими поэтические настроения, чувства, душевные состояния. Особенности программного замысла цикла обусловили использование композитором в ряде пьес звуко-изобразительных приемов музыкального письма: подражания пению птиц («Песнь жаворонка»), сигналам охотничьих рогов («Охота»), звону бубенцов («На тройке»), мерному плеску волн («Баркарола»), характерному звучанию народной гармоники («Масленица»).
Цикл объединяет различные > по эмоциональной настроенности пьесы. Но несмотря на это, общий характер музыки, за исключением отдельных светлых, радостных пьес, элегический.
В цикле можно явственно различить пьесы подвижные, динамичные, развернутые по форме, окрашенные в жизнерадостные тона. Эти пьесы связаны с отображением картин народной жизни и труда. Но есть и пьесы, представляющие собой психологически выразительные лирические миниатюры, более камерные по своим масштабам, сдержанные в своем музыкальном движении. Среди них две жемчужины инструментальной лирики Чайковского — «Баркарола» и «Осенняя песнь». Они полны задушевной грусти, неповторимы в своем мелодическом обаянии. Именно эти «Пьесы настроения» получили громадное распространение в различных переложениях для других инструментов и оркестра.
«Времена года» Чайковского принадлежат к тем редким произведениям, которые звучат и в домашнем кругу, и на концертной эстраде, утвердившись в репертуаре пианистов.
Игорь Жуков родился в 1936 году в г. Горьком. Музыкальное образование получил в Музыкальном училище при Московской консерватории, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1960 году по классу профессора Г. Нейгауза.
Игорь Жуков — лауреат Международного конкурса пианистов имени Маргариты Лонг (Париж, 1957 год).
С 1956 года началась концертная деятельность пианиста; он с успехом выступает в городах Советского Союза и за рубежом.