Гусанское песенное искусство по сей день одно из наиболее древних, широко распространенных и излюбленных областей армянской культуры. Не случайно отец армянской историографии Мовсес Хоренаци (V век м. э.) при создании «Истории Армении» многие сведения черпал именно из песен випасанов и гусанов и в виде цитат оставил нам ряд подлинных образцов поэтических текстов таких песен.
Гусаны — разносторонне одаренные певцы, выразители дум и чаяний народа, они сочиняют стихи и мелодии своих песен, публично исполняют их, аккомпанируя себе на каком-либо струнном инструменте. Как рапсоды древней Эллады, как народные певцы средневековой Европы и Ближнего Востока, гусаны Армении, сочиняя лирические, эпические, сатирически песни, адресуют их широчайшим слоям слушателей. Эти песни восхваляют гуманность, преданность родине, чистую вечную любовь. По содержанию они очень разнообразны — от нехитрых шуточных до сурово трагических, от раздумий о человеческих судьбах до глубоко философских обобщений, от созерцания картин родной природы до пламенных призывов к освободительной борьбе. Иначе говоря, гусанские песни откликаются на все волнующие события в жизни народа, их эстетическое и воспитательное значение трудно переоценить. При непрерывном развитии, обновлении и обогащении новыми темами и образами, удачно сочетая традиции и новаторство, гусанское искусство на протяжении тысячелетий сохранило общее стилистическое направление. В этом кроется секрет удивительного «долголетия» и «вечной молодости» гусанского искусства.
Создавая мелодии своих песен, гусаны, не выходя за пределы ладовых и ритмоинтонационных формул родного народного музыкального искусства, умело выбирают самые яркие выразительные средства. Этим обеспечивается и народный колорит песен, и индивидуальность почерка каждого автора.
История не зафиксировала имена авторов песен отдаленных веков, созданные ими мелодии почти полностью растворились в народных и духовных песнях последующих времен, и все же некоторые имена и песни дошли до нас.
Хосровидухт (VIII век) — женщина из знатной семьи, сочиняла сложные, эмоционально насыщенные песни, своим ученикам передавала мастерство сочинения и пения. Ее песня «Диву я даюсь» — один из ярких примеров армянской раннесредневековой вокальной лирики.
Саят-Нова (1712—1795) — непревзойденный лирик-гуманист. В своем творчестве обобщил лучшие традиции армянской средневековой поэтической песенности, органически сочетая нежную любовную лирику и наполненный чувством человеческого достоинства протест против социального неравенства людей. Его мелодии стали благородной основой для ряда современных произведений крупной формы.
В бурном XIX веке значительно возросло общественное значение гусанских песен. Они стали действенным фактором в процессе пробуждения национального и классового самосознания народных масс.
Дживани (1846— 1909) в своих ярких песнях воспевал освободительную борьбу народа, пробуждал надежду на светлое будущее.
Шерам (1857— 1938) — большой мастер лирических миниатюр, его песни пользуются широкой популярностью.
Народный артист Армянской ССР Аваси (1896 — 1978) — один из ярчайших современных гусанов, его песни прочно вошли в репертуар профессиональных и самодеятельных ансамблей.
Народная песня «Скорбь по Адана» (вероятней всего, это произведение неизвестного автора) стилистически близка гусанскому искусству.
* * *
Песни на этой пластинке записаны в исполнении молодого по составу и по биографии ансамбля, который за годы своего существования уже завоевал широкое признание. В этом немалая заслуга художественного руководителя ансамбля композитора Рубена Алтуняна и дирижера Григора Сандалджяна, которые в своей работе продолжают и развивают традиции прославленного знатока армянских народных и гусанских песен народного артиста СССР Татула Алтуняна (отца первого и учителя обоих). Композитор Рубен Алтунян при создании концертной программы, не изменяя авторского замысла гусанов, сумел для исполнения каждой песни новыми средствами найти естественное, убедительное сочетание сольного пения с многоголосным хором, всем инструментальным ансамблем или только хоралом дудуков. При сохранении традиционных форм исполнения все это значительно обогащает гусанские песни.
Ансамбль создан в 1983 году. В него были приняты молодые исполнители, имеющие высшее музыкальное образование, а главное — хорошо чувствующие специфику армянской народной музыки. Не случайно в отдельных эпизодах песен они смело переходят в сферу нетемперированного строя армянской старинной музыки (с чуть пониженными терцовыми тонами всех тетрахордов).
Музыкально-сценическая яркость, неповторимая индивидуальность каждого члена коллектива, вокалиста или инструменталиста, способствуют созданию ансамбля солистов, а это, в свою очередь, позволяет в каждой песне в качестве солирующего выдвинуть артиста, обладающего нужной исполнительской манерой, тембром и регистром голоса.
Вследствие этого вся программа приобретает непрерывность развития, калейдоскопическую яркую красочность.
Если правомочна мысль о том, что каждое новое поколение музыкантов вносит в исполнение что-то свое, то можно сказать, что солисты ансамбля, и особенно Маргарит Шагинян и Эдуард Бегларян, ищут и находят свежие исполнительские средства, стремятся к внешне сдержанной, но внутренне более насыщенной трактовке произведения.
В настоящее время Государственный ансамбль гусанской и народной песни Армении стал одним из ведущих пропагандистов армянского народного и гусанского песенного искусства.
Манук Манукян,
кандидат искусствоведения