Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
1 сторона:
АШХАБАД - 3.57
Н. Халмамедов - композиция Дм. Саблина
КРАЙ РОДНОЙ — 10.03
А Эсадов. композиция по картине М. Мамедова «Красные в Каракумах»

2 сторона:
ЧАПЫКСУАР - 8.48
Ч. Нурымов
ДИАЛОГ В АУЛЕ — 8.02
К. Аннанепесов и Ч. Нурымов, композиция по картине М. Мамедова «Моление о воде»

Художественный руководитель ДМИТРИЙ САБЛИН

«Фирюза» — туркменский инструментальный ансамбль. Это название навеяно древней легендой о семи братьях и сестре, красавице Фирюзе, отдавшей жизнь за любимых братьев и завещавшей им делать людям только добро!..
Фирюзой издавна называется и одна из живописнейших местностей Туркмении, где много зелени, где прохладу дарят каскады бриллиантовой россыпью переливающихся фонтанов. Люди в Фирюзе добры и приветливы; показывая гостю достопримечательности, они обращают внимание на легендарное древнее дерево, устремленное ввысь семью стволами, — по легенде братья Фирюзы превратились в стволы дерева.
Итак, инструментальным ансамбль «Фирюза». Художественный руководитель — Дмитрий Саблин, он же пианист и органист; ударник — Игорь Гордеев, гитаристы — Евгений Ночевный и Михаил Мамедов; саксофонист и флейтист — Сабир Ризаев; Алик Нифченко — бас-гитара; скрипка — Хана Тэн.
Датой рождения коллектива считается 1979 год, когда ансамбль, примяв участие в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Ленинграде, был удостоен 1-й премии и звания лауреата.
Название ансамбля — «Фирюза», являясь как бы синонимом любви к родному краю и его замечательным людям, раскрывает содержание творчества этого коллектива.
На этом диске представлены композиции в основе которых лежит импровизация. «Фирюза» избирает стиль джаз-фолк-рок, явление сложное, синтезирующее законы традиционного джаза, народной музыки и рока. Отсюда и богатство музыкальной палитры и ритмическое разнообразие, возможность внести в оркестровую канву звучание туркменских народных инструментов, таких, как дутар, гиджак, туйдук. Мастерство и находчивость позволили исполнителям найти звуковой эквивалент этих инструментов.
Все композиции навеяны полотнами туркменских художников. «Диалог в ауле» — композиция Какабая Аннанепесова и Чары Нурымова по картине Мамеда Мамедова «Моление о воде».
Раннее утро.. Светает... Слышны цикады... Проехал почтальон, разбудив аульных алабаев — старейших жителей... На берегу арыка старый аксакал и его внук... Так и просидели они до рассвета, беседуя о прошлом и будущем родного края.
Две разрозненные композиции — «Край родной» на музыку Ата Эсадова и «Ашхабад» на музыку Нуры Халмамедова — составили диптих, содержание которого подсказано картиной художника Мамеда Мамедова «Красные в Каракумах», находящейся в Государственной Третьяковской галерее СССР.
Итак, диптих...
От края и до края все зримое пространство занимает Каспийское море, простираясь до границ песков Каракумов...
Красные, иногда светящиеся холодной желтизной барханы будто замерли в неподвижности. В их мрачном оцепенении чувствуется скрытая энергия и разрушительная сила, готовая взорваться и навеки поглотить все живое. Шум моря, крик чаек. Медленно приближается отряд красных бойцов. Возможно, где-то здесь, а барханах, таится враг. Но ничто уже не может остановить надвигающейся лавины красных всадников... Путь на Каспий свободен!..
Ашхабад!.. Новый, советский, вольный! Здесь все утопает в зелени, широкие проспекты, просторные, светлые многоэтажные здания... Всюду улыбки, смех и дети, много детей!.. Это сегодняшний день народа, это будущее... Композиция на музыку Нуры Халмамедова как романтическая мимолетность...
«Чапыксуар» — импровизация на тему музыки Чары Нурымова.
Шумное веселье колхозного праздника! Слушатель вначале приглашается на приготовление праздничного пира, на конное состязание, борьбу... Даже любимец народа, сказочный Алдар-Косе прибыл на этот праздник на своем строптивом ослике, веселя народ шутками и прибаутками.
В композиции «Чапыксуар» наиболее ярко представлены народные инструменты, разнообразие народных мелодических рисунков.
Ф. Хакимова

Звукорежиссер К. Трацевский
Редакторы: Л. Ахметова, Ф. Хакимова
Художник Б. Столяров
================================================================================
Реальный состав музыкантов, записавших пластинку:
Дмитрий Саблин (клавишные)
Игорь Гордеев (ударные)
Евгений Ночевный (гитара)
Михаил Мамедов (гитара)
Сабир Ризаев (саксофон, флейта)
Алик Неяченко (бас-гитара)
Гасан Мамедов (скрипка)

Запись пластинки (из Википедии):
После VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Ашхабад пришла заявка от фирмы "Мелодия" на запись ансамбля в Москве. Ансамбль получил в своё распоряжение время в студии в "Доме Звукозаписи", но аппаратура предоставлена не была. В этой ситуации ансамбль выручила Алла Пугачёва, выделив музыкантам аппаратуру.

Запись альбома состоялась в течение нескольких дней в апреле-мае 1979 года.

Во время конкурса в Ленинграде, скрипачка Хана Тэн-Извекова находилась на седьмом месяце беременности, и принять участие в работе над пластинкой она не могла. Все партии скрипки на альбоме исполнил Гасан Мамедов (он изображён со всеми музыкантами на лицевой стороне обложки).

На обложке пластинки музыканты стоят на ступеньках при входе в Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь.

В аннотации на обратной стороне обложки пластинки (автор Ф. Хакимова) есть неточности:
- неверно указана фамилия бас-гитариста: Алик Нифченко, вместо правильного Александр "Алик" Неяченко;
- среди имён участников ансамбля указана Хана Тэн (скрипка), но в записи альбома она участия не принимала.
Вероятно, эти неточности связаны с тем, что при составлении пластинки были использованы конкурсные документы.