Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Песни Исаака Осиповича ДУНАЕВСКОГО (1900 – 1955) справедливо считаются неотъемлемой частью советской музыкальной классики. Годы, прошедшие со дня смерти композитора, подтвердили немеркнущее значение его обширного песенного наследия: мелодии Дунаевского неизменно украшают наши празднества и спортивные парады, они звучат по радио, на молодёжных балах и комсомольских съездах. «Широка страна моя родная», «Марш весёлых ребят», «Каховка», «Марш энтузиастов», «Песня о весёлом ветре», «Спортивный марш», «Школьный вальс», «Дорогая моя столица»… Каждая из названных песен прочно вошла в быт советских людей, прошла вместе с ними долгий жизненный путь.

Дунаевский был зачинателем и первопроходцем почти во всех жанрах нашей массовой музыки. Ему мы обязаны успехом первых советских оперетт. Он один из первых освоил красочные средства джаза, доказав, что этот оригинальный вид инструментальной музыки, рождённый на чужой почве, может успешно развиваться и в совершенно ином идейном русле. Наконец, Дунаевский – признанный пионер советского музыкального фильма, создавший вместе с Г. Александровым и И. Пырьевым не забытые и поныне образы современной кинооперетты (от «Цирка» и «Богатой невесты» до «Весны» и «Кубанских казаков»).

Необычно сложилась судьба этого высокоодарённого человека. Детство, проведённое на Украине, в небольшом городке Лохвице, а затем в г. Харькове, казалось, не предвещало будущих триумфов. Сын скромного служащего, гимназист, затем студент, он страстно увлекался музыкой и очень рано пробовал сочинять. В Харькове его музыкальными наставниками были скрипач И. Ахрон и видный теоретик С. Богатырев. Но подлинной творческой школой для будущего композитора была работа в Харьковском драматическом театре Н. Синельникова, где ему посчастливилось общаться со многими корифеями русского театра. Здесь Дунаевский выступал в качестве пианиста, дирижёра, автора театральной музыки. Затем он так же активно работал в различных театральных коллективах Москвы, Ленинграда, сотрудничал с молодым Л. Утесовым, писал оперетты, музыку для эстрады и кино.

В тот день, когда с экранов впервые прозвучали мелодии фильма «Весёлые ребята» (25 декабря 1934 года), Дунаевский мгновенно стал знаменитым. Его наперебой приглашают известные кинорежиссёры, руководители эстрадных ансамблей и театров оперетты. За шесть-семь предвоенных лет он оформил восемнадцать кинофильмов, написал музыку к нескольким опереттам («Золотая долина», «Дорога к счастью»), сочинил многие песни, ставшие своего рода эталонами нового стиля, «стиля Дунаевского». Вскоре после баснословного успеха «Весёлых ребят» и «Цирка», в котором впервые прозвучала его «Песня о Родине», композитор был избран в Верховный Совет РСФСР, стал председателем Ленинградской композиторской организации, удостоился ордена Трудового Красного Знамени и Государственной премии СССР. Его именем был назван большой волжский теплоход.

За короткий срок сложилась вполне индивидуальная композиторская манера Дунаевского, определились типичные жанры его песенного искусства: молодёжная песня-марш, военно-романтическая баллада-воспоминание, сатирические куплеты, современный лирический романс. Слушателям полюбились его пластичные упругие мелодии, радующие ясностью контуров, ритмической остротой, юношеской энергией и эмоциональной многоплановостью. Его стали именовать певцом юности, поэтом светлых, жизнерадостных чувств.

Многие из тех, кто был тогда молод и радовался бурной весне социалистического созидания, жили, трудились, мечтали и влюблялись, «шагали по жизни» с песнями Дунаевского на устах. Именно этому поколению выпала нелёгкая честь одержать невиданные в истории человечества победы на Волге и на Шпрее, а потом, освоив мирный атом, создать первые космические корабли.

…Когда началась тяжёлая страда войны, казалось, что смеющейся музе Дунаевского нет места рядом с бомбами, танками и фронтовыми эшелонами. Потребовались иные, более суровые и яростные песни. Но композитор и в это трудное время продолжал свой путь активного художника, трибуна, воспитателя масс. Он много разъезжал по стране с руководимым им Ансамблем песни железнодорожников, по-прежнему неустанно сочинял (вспомните «Дорогую мою столицу», 1942 год). Лучшие довоенные песни композитора сохраняли свою художественную прелесть и обаяние, укрепляя в людях чувства советского патриотизма и помогая им воевать. На мотив «Каховки» пели о партизанах Белоруссии, на мелодию шуточной песни «Капитан, капитан» складывали злые сатирические куплеты про ненавистного фюрера…

После войны композитор вновь переживает полосу больших успехов. В это последнее десятилетие своей жизни он выступает с новыми, быть может, лучшими опереттами («Вольный ветер», «Белая акация»), пишет музыку к популярным фильмам. Молодёжь увлечённо запела его «Школьный вальс», «Летите, голуби», «Пути-дороги», «Ой, цветёт калина»… Он, как и в прежние годы, с блеском выступает на музыкальных дискуссиях, пишет страстные статьи в защиту художественного мастерства и хорошего вкуса, посещает пионерские лагеря и студенческие клубы, активно переписывается с молодёжью. Сегодня, когда «индустрия развлечений» властно, самодержавно оккупирует наш массовый музыкальный быт, становится особенно ценным поучительный опыт Дунаевского. Работая в общедоступных, «весёлых» жанрах музыки, он никогда не сводил своё искусство к лёгкому развлечению, к безумному заполнению массового досуга. Не просто развлекать, а воспитывать, духовно возвышать современного человека, не «щекотать» слух, а учить, будоражить, звать к активному действию и благородным делам. Он стремился создавать новый тип песенной лирики, которая была бы, по его словам, «творчески созидательной и романтической, широкой и человечески простой». «Ведь лирика, прежде всего, в любви человека к Родине, к земле, породившей тебя, в борьбе за счастье этого человека, за красоту жизни, за расцвет земли», - писал композитор одной из своих юных корреспонденток.

Высокая гражданственность, слияние мелодической меткости с ёмкостью, весомостью поэтических обобщений – вот что в первую очередь обеспечило такую счастливую долговечность лучшим песням Дунаевского. Пока ещё никому не удалось достичь подобной широты выражения советского патриотизма, как автору «Песни о Родине», создать столь же величественный гимн во славу труда и творчества мысли, каким оказался «Марш энтузиастов». Это песни-знамёна, песни-эмблемы нашего сложного и прекрасного времени.

Дунаевский не раз показывал пример исключительной профессиональной взыскательности, упорства в достижении цели, творческой требовательности к себе и другим. Кажущаяся «лёгкость» его мелодий скрывала за собой долгий и порой мучительный труд в поисках наиболее верного и точного решения. Рассказывают, что известный вариант «Песни о Родине» был принят лишь после того, как сам автор забраковал тридцать шесть неудавшихся вариантов!

Дунаевской хорошо знал все стороны далеко не простого композиторского ремесла: он отлично оркестровал, блистательно импровизировал на рояле, владел скрипкой, дирижировал, хорошо разбирался в поэзии и драматургии. С какой непримиримостью осуждал он скороспелость, небрежность, дешевое позёрство, беспринципное заигрывание композиторов и исполнителей с публикой.

Сохранился примечательный фотоснимок, сделанный в Ленинграде в начале 30-х годов: тридцатилетний Дунаевский снят с двумя молодыми друзьями – Леонидом Утесовым и Дмитрием Шостаковичем. Это фото представляется в каком-то смысле символичным: композитор, посвятивший себя самым популярным жанрам, при этом всерьёз интересовался и симфонией, и оперой, смолоду увлекался Чайковским, Бетховеном, Брамсом, следил за успехами современной музыки. Он дружил с известными актёрами, с поэтами, и успех его лучших песен в полной мере разделяли и В. Лебедев-Кумач, М. Исаковский, М. Матусовский, М. Светлов. К этим именам стоит добавить великолепных драматических актёров, впервые спевших с экранов его известнейшие песни («Каховка» в исполнении Николая Баталова, песенка Паганеля в исполнении Н. Черкасова), а непревзойдённым императором «Песни о Родине» справедливо считают корифея Большого театра М. Рейзена.

Вероятно, композитор не достиг бы такой ёмкости и универсальности песенных мелодий, если бы в этом интонационном сплаве не объединились и опыт русской классики, и традиции революционного фольклора, и отзвуки классической оперетты и даже джаза. Чутьё и интеллект, вкус и изобретательность мастера спаяли все эти столь разные линии в единое и вполне оригинальное музыкальное целое.

За годы, прошедшие после первых триумфов Дунаевского, мы не раз убеждались в жизнестойкости, заражающей силе его песенной традиции. Среди его талантливых продолжателей, нашедших в песне свои нехоженые пути, свои свежие интонации можно назвать Соловьева-Седого, Островского, Пахмутову превосходно запечатлевшую совсем иные сферы молодёжной романтики.

И всё-таки, как бы не обновлялась и не мужала наша сегодняшняя песня, Дунаевский и поныне остаётся с нами. И как только вновь наступают торжественные дни всенародного ликования и тысячи людей заполняют площади, улицы и стадионы, - мы непременно слышим эти нестареющие напевы, символ вечной молодости нашей страны.

И. НЕСТЬЕВ