Юлюс Юзелюнас занял ведущее положение в литовской советской музыке уже своими первыми самостоятельными сочинениями, написанными сразу же после
окончания Каунасской консерватории (1948 г., класс композиции Ю. Груодиса) и аспирантуры в Ленинграде (1952 г.). В настоящее время он является автором двух опер, балета, пяти симфоний, ряда произведений вокально-инструментальной, симфонической, хороврй, камерной музыки (в том числе четырех струнных квартетов, шести сонат). Ю. Юзелюнас— профессор Государственной консерватории Литовской ССР, доктор искусствоведения, народный артист республики.
Ю. Юзелюнас — композитор-монументалист, он тяготеет к крупным формам, обстоятельному развертыванию тематического материала в большом звуковом пространстве. Яркая эмоциональность сочетается со строгой логичностью мышления, с тщательным отбором выразительных средств, их целенаправленным использованием. Стремясь к национальному своеобразию, Ю. Юзелюнас в своем творчестве опирается на конструктивные принципы литовской народной мелодики.
На пластинках, посвященных 70-летнему юбилею Ю. Юзелюнаса, записаны его наиболее значительные вокально-инструментальные произведения последнего десятилетия.
Симфония-оратория “Cantus Magnificat” («Торжественное песнопение», 1978 — 1979) сочинена в честь 400-летия Вильнюсского университета на текст Э. Межелайтиса, написанный специально для этого произведения. Поэтические и музыкальные образы обобщенно раскрывают суть вечных духовных ценностей, создаваемых и хранимых в университете.
Семь частей произведения группируются, наподобие сонатного цикла, на три крупных раздела. В двух первых, хоровых частях излагаются основные музыкальные мысли, завязывается драматургический конфликт. Три последующие части являют собой развернутые арии и дуэт обоих солистов (баса и меццо-сопрано) с хоровыми вставками-комментариями. Шестая, кульминационная часть (оба хора попеременно излагают подлинные тексты двух значительных исторических документов) непосредственно переходит в финал — торжественное песнопение.
Симфония N9 5 для женского хора и струнного оркестра «Песнопение равнин» (1982) отличается преобладанием эпического характера музыки, песенного начала. В произведении использованы тексты из литовских сутартинес. Тесные связи с литовским народным творчеством ощущаются и в музыкальном языке произведения.
Первая часть этого симфонического диптиха — в медленном темпе и созерцательном настроении. Она основана, в сущности, на одной теме, которая подвергается полифоническому развертыванию и модификациям. Для активной, скерцозной второй части характерна частая смена контрастных эпизодов с умеренно использованными элементами сонористики.
А. Амбразас
На лицевой стороне:
П. Смуглявичюс. Большой двор Вильнюсского университета
На развороте:
1. В. Смасаускас. Стефан Баторий основывает Вильнюсскую академию
2. Неизвестный художник XIX века. Вид на астрономическую обсерваторию