Сторона 1
М. К. ЧЮРЛЁНИС (1875 — 1911)
Прелюдии для фортепиано, соч. 7 — 6.08
№ 1 фа-диез минор. № 2 ре-бемоль мажор
№ 3 си мажор. № 4 ля минор
Г. КУПРЯВИЧЮС (р. 1944)
Соната ужа, по циклу картин М. К. Чюрлёниса — 11.14
1. Allegro 2. Andante 3. Presto 4. Largo
Прелюдия памяти М. К. Чюрлёниса — 3.14
Сторона 2
Э. БАЛЬСИС (1919 — 1984)
Соната до минор — 8.44
Л. ПОВИЛАЙТИС (р. 1934)
Бернардииское кладбище, из цикла «Гравюры древнего Вильнюса» — 4.34
A. КУБИЛЮНАС (р. 1939)
Мысли, четыре пьесы для фортепиано — 5.09
1. Tempo rubato 2. Andante 3. Lento 4. Allegretto
B. БАГДОНАС (p. 1929)
Пейзаж — 2.44
СВЕТЛАНА ПОТАНИНА
Звукорежиссер Р. Мотеюнас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник Д. Кузминскис
Запись 1985 г.
Литовскую фортепианную музыку составляют сочинения авторов разных поколений, художественных направлений, индивидуальностей. Музыка эта находит своих исполнителей, ценителей и за пределами Литвы — других республиках страны, за рубежом. Об этом свидетельствует и появление этой пластинки.
Большая часть представленных на пластинке произведений создана авторами в годы их композиторского обучения либо в начале самостоятельного творческого пути. Их сближают юношеский порыв, поиски индивидуального стиля, романтические либо неоромантические тенденции, преобладающие лирические настроения.
Фортепианные сочинения, в особенности прелюдии, представляют собой наибольшую и оригинальнейшую часть музыкального наследия Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, гениального художника и основоположника литовской профессиональной музыки нового времени. Четыре прелюдии, соч. 7, созданные летом 1901 года в Друскининкае, уже отмечены чертами чюрлёнисовского стиля — национальным духом музыки, живописной экспрессией, афористичностью, простотой и искренностью высказывания, предельно цельным выбором средств выразительности, законченной формой. Прелюдии пронизаны интонациями литовских (дзукских) народных песен, линии мелодического рисунка обладают пространственной широтой, легкостью. «...В этих произведениях чувствуешь, как воздух струится по лесам и равнинам», — пишет Ромен Роллан вдове композитора о прелюдиях Чюрлёниса последних лет.
К страницам обширной фортепианной «чюрлёнианы» относятся и два произведения Гедрюса Купрявичюса. Одночастная «Соната ужа», посвященная Э. Бальсису, создана по одноименному так называемому музыкальному циклу из четырех картин (Allegro, Andante, Presto, Largo) Чюрлёниса. Музыка сонаты отмечается живописной образностью, эмоциональностью, концентрированной формой, концертностью. Прелюдия памяти Чюрлёниса — лирическое посвящение с оттенками сентиментальности.
Юношескую одночастную Сонату до минор для фортепиано Эдуардас Бальсис сочинил на третьем году обучения в Каунасской консерватории. Тем не менее Соната свидетельствует о несомненном даровании и становлении индивидуального стиля автора, позднее ставшего одним из крупнейших советских литовских композиторов.
Пьеса «Бернардинское кладбище» Леонаса Повилайтиса из цикла «Гравюры древнего Вильнюса» овеяна таинственностью, сумрачностью. Приглушенные остинатные басовые ходы растворяются во временном пространстве, как бы призрачные шаги давно забытых предков.
Четырехчастный цикл «Мысли» Альгимантаса Кубилюнаса представляет собой миниатюры различного ассоциативного характера с использованием (в трех первых из них) додекафонной серии.
В «Пейзаже» из фортепианной сюиты Валентинас Багдонас преподносит слушателю прозрачно искристую зарисовку родного озерного края.
А. К. Карашка
Светлана Потанина (р. 1952) принадлежит к числу советских пианистов молодого поколения. Воспитанница Московской консерватории по классу профессора Б. Я. Землянского, она в 1976 году стала лауреатом Международного конкурса имени Дж. Б. Виотти в Италии. Пианистка концертирует в городах Советского Союза и за рубежом.