ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ МИРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
Часть III. Скрипка, альт, виолончель
ЭМАНУЭЛЬ ФОЙЕРМАН
виолончель
Эмануэль Фойерман прожил недолгую жизнь, но его слава одного из лучших музыкантов столетия не угасла со временем. Он начал свою блестящую карьеру, когда путеводной звездой для виолончелистов стало искусство Пабло Казальса, его современниками были первоклассные мастера Энрико Майнарди и Морис Марешаль, вскоре к ним присоединились такие корифеи виолончели, как Григорий Пятигорский и Пьер Фурнье. Но за двадцать лет, проведенных Фойерманом на концертной эстраде, он прочно вошел в мировую элиту как художник огромного темперамента и интеллекта, блестящий виртуоз и вдохновенный артист.
Эмануэль Фойерман родился 22 ноября 1902 года в Коломые в Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгрии (ныне Ивано-Франковская область УССР). Фойерман унаследовал профессию виолончелиста от своего отца, который и был его первым учителем. В 1909 году семья Фойермана переехала в Вену, и он стал учеником видного педагога Антона Вальтера. В 1913 году состоялся дебют юного виолончелиста, с уверенностью выступившего в концерте Венского филармонического оркестра под управлением Феликса фон Вайнгартнера. Фойерман избежал участи эксплуатируемого вундеркинда, ему удалось в юности сочетать концертную деятельность с солидной профессиональной подготовкой. В 1917 году он учился в Лейпцигской консерватории у Ю. Кленгеля и через год, несмотря на молодость, занял пост концертмейстера оркестра «Гюрцених» в Кёльне, а также начал педагогическую деятельность в Кёльнской консерватории. Кроме того, Фойерман участвовал в концертах Квартета Б. Эльдеринга. Уже в молодости Фойерман заявил о себе, как о музыканте, сочетающем качества первоклассного виртуоза и проникновенного интерпретатора. Его высокое мастерство проявлялось как в сольных концертах, так и в камерном музицировании. В 1923 году Фойерман возвращается в Вену. В 1920-е годы он уже признанный авторитет на мировой концертной эстраде. Его выступления вызывают восхищение даже после концертов великого Казальса.
В 1929 году Фойермана приглашает на должность профессора Берлинская Высшая музыкальная школа. С переездом в Берлин деятельность Фойермана приобретает новый размах. Дружба и совместные выступления с музыкантами такого масштаба, как пианист Артур Шнабель, дирижеры Бруно Вальтер и Вильгельм Фуртвенглер, придали новый стимул совершенствованию виолончелиста. Выдающимся ансамблем стало струнное трио в составе: Шимон Гольдберг (скрипка), Пауль Хиндемит (альт) и Эмануэль Фойерман (виолончель). К сожалению, содружество замечательных музыкантов продолжалось недолго. После прихода к власти Гитлера Фойерман, как и многие другие
видные артисты Германии, вынужден эмигрировать. В течение четырех лет основным местом его работы была Вена, в 1937—1938 годах он работал в Цюрихе, а затем переехал в США. Здесь ему довелось снова выступать с Бруно Вальтером, его имя фигурировало в афишах концертов Артуро Тосканини, Леопольда Стоковского, Юджина Орманди. В трио с прославленными Артуром Рубинштейном и Яшей Хейфецем виолончелист подтвердил свою репутацию исключительного мастера камерного ансамбля. Не прекращал Фойерман и напряженной концертной деятельности как солист. В 1941 году он возобновил педагогическую работу, став профессором института Кертиса в Филадельфии. Вдохновенное искусство музыканта принесло ему мировое признание. В конце 1930-х годов имя Фойермана называли в тройке лучших виолончелистов вместе с Пабло Казальсом и Григорием Пятигорским.
В США Фойерман сделал ряд великих по художественной законченности и блестящему инструментализму записей на грампластинки как солист и в ансамбле с Артуром Рубинштейном, Яшей Хейфецем, а также альтистом Уильямом Примроузом.
Скоропостижная кончина Фойермана в Нью-Йорке 25 мая 1942 года прервала его триумфальную карьеру.
Грамзаписей у Фойермана осталось значительно меньше, чем у многих современных ему музыкантов. Но они сохранили некоторую часть его огромного репертуара. Кроме великолепных записей в камерных ансамблях, виолончелист записывался со знаменитыми аккомпаниаторами Францем Руппом и Джералдом Муром, с дирижерами Малколмом Сарджентом, Юджином Орманди и Леопольдом Стоковским, с замечательной английской пианисткой Майрой Хесс.
Фонографическому наследию Фойермана суждено было большое будущее: влияние артиста на развитие виолончельного искусства XX столетия значительно и плодотворно.
Привлекательность исполнительского стиля Фойермана заключается в подчиненности совершенного владения инструментом задачам. высокохудожественной интерпретации, в поистине «вокальном» звучании виолончели, в органичном воссоздании крупной формы, в элегантности и естественности в миниатюрах.
Все грампластинки Фойермана выполнены в то время, когда еще не было записи на магнитофонную ленту, но, несмотря на техническое несовершенство, большинство их переведено на долгоиграющие пластинки и по-прежнему находится в числе «бестселлеров» граммофонной продукции.