Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Музыка для детей и юношества — одна из граней творчества Д. Кабалевского. Немало написано им школьных, пионерских и молодежных песен, инструментальных пьес для юных музыкантов-исполнителей, создана широко известная триада инструментальных концертов и кантата «Песня утре, весны и мира» для детского хора и симфонического оркестра (соч. 57 1957 — 1958 гг.) Уже само название говорит о преобладании в произведении светлых образов, радостных настроений. Утро и весна — символ начала и расцвета человеческой жизни.
Кантата песенна. Отзвуками пионерских песен напоена первая часть «Вы слышите голос детей» (Andanfe festivamente). Музыка ее жизнерадостная, бодрая, празднично-приподнятая. Это основном музыкальный образ кантаты — образ весны, мира.
Весело, солнечно, игриво звучит вторая часть «Доброе утро» (Allegro molto е scherzando) — приветственная песня детей, встречающих добрыми пожеланиями окружающий мир.
На смену песням приходит лирический вальс «Наша весна» (Tempo di valse moderate). Наивной детской радости исполнены слова о солнечном зайчике, прыгающем над школьной доской, о щебечущих скворцах, но музыка говорит о пробуждающейся юности, о первых предвестниках сердечных волнений.
Финал кантаты «Нам нужен мир» (Andante, ma non troppo) основан на сопоставлении контрастных образов. Тревожному фанфарному мотиву, возникающему при мысли о войне, противопоставлены решительный призыв детей к борьбе за мир и светлая тема весны и мира (из первой части кантаты). Торжественно-ликующим звучанием этой темы завершается произведение.
С иным кругом образов связаны три песни Кабалевского для детского хора. «Школьные годы» (слова Е. Долматовского) — прощальный неторопливо-задумчивый вальс. Грустно расставаться с быстро промелькнувшими годами: «их не забудет никто никогда — школьные годы».
«Пионерское звено» (слова О. Высотской) — песня о детской дружбе. Сочинение задорное, с искринкой юмора. Чего только не бывает в жизни пионерского звена: и дела, и отдых, и даже ссоры. Но, «что бы мы ни делали, всегда мы заодно!», — весело поют ребята.
Спокойной ночи — «Колыбельная» (слова В. Викторова) посвящена любимому лагерю пионеров на Черном море. Окончен шумный день. Засыпает море. Плеск волн навевает сон. Нежно вторит ей мелодия песни: «спать, спать, спать... Спокойной ночи, родной Артек».
• • •
В основе «Патетической увертюры» (соч. 64, 1960) Кабалевского две контрастные темы: стремительно-возбужденная, призывная, с патетической перекличкой фанфарных мотивов (Allegro (molto ed appassionato) и более напевная, хотя и звучащая в том же напряженно-взволнованном движении (molto cantando ed espressivo).
Симфоническая поэма «Весна» (соч. 65, 1960)— пьеса сравнительно небольшая, выдержана в лирическом настроении. Певучее соло флейты подготавливает вступление основной темы — поэтической и светлой, звучащей в ритме вальса (Con moto. Quasi valse, rubato, capriccioso). Поэма развертывается как непрерывная смена различных эпизодов, то поэтически-нежных, то увлекательно-страстных. Оркестр звучит легко и прозрачно; широко использованы тембры солирующих инструментов — флейты, гобоя, кларнета, фагота. Поэма завершается как бы отдаленной «перекличкой птиц» на затухающей звучности аккордов.
Н. Рогожина