Сторона 1
A. Рубинштейн. Романс и Ария Демона («Демон», 2 и 3 д.) — 2.38, 3.00
П. Чайковский. Речитатив и ария Елецкого («Пиковая дама», 2 д.) — 5.32
Ариозо Онегина («Евгений Онегин», 3 д.) — 1.53
С. Рахманинов. Каватина Алеко («Алеко») — 6.07
Сторона 2
Р. Вагнер. Романс Вольфрама («Тангейзер», 3 д.) — 4.08
Дж. Россини. Каватина Фигаро («Севильский цирюльник», 1 д.) — 5.00
B. А. Моцарт. Ария Дон Жуана («Дон Жуан», 1 д.) — 1.33
Дж. Верди. Ария Жермона («Травиата», 2 д.) — 4.18
Ш. Гуно. Каватина Валентина («Фауст», 1 д.) — 4.13
Оркестр Большого театра СССР
Дирижеры: Э. Багиров (1, 7), М. Эрмлер (2, 5, 8, 9), А. Копылов (3), Ф. Мансуров (4, 6, 10)
Звукорежиссеры: М. Пахтер, В. Иванов.
Редактор И. Орлова
Художник С. Горшков. Фото Ю. Уланова
Думал ли в юности Леонид Сметанников, рабочий паренек с Днепродзержинского металлургического завода, что станет оперным певцом? Скорее всего, нет. Хотя пел в школе, в заводском Дворце культуры. И все чаще слышал настоятельные советы заняться музыкой всерьез. Постепенно крепло у него убеждение — надо учиться. Днепропетровское музыкальное училище, Саратовская консерватория имени Л. Собинова остались в памяти годами упорного труда, приобщения к большому искусству. Консерваторию он закончил с отличием, имея в активе уже пять готовых оперных партий и мечтая об оперной сцене.
Освоение театрального репертуара началось с работы над партией Елецкого в опере Чайковского «Пиковая дама». Все для начинающего певца было праздником — и музыка Чайковского, и образ Елецкого, ставший символом благородства, душевной красоты. Эта лирическая партия осталась самой любимой. Может быть, еще и потому, что именно с ней связана первая серьезная победа артиста: в 1973 году Л. Сметанников завоевал звание лауреата VI Всесоюзного конкурса вокалистов имени M. Глинки. Народный артист СССР П. Лисициан сказал тогда: «Л. Сметанников высокопрофессионально исполнил арию Елецкого, показал голос красивого тембра, широкого диапазона...»
На протяжении более полутора десятилетий Леонид Сметанников является солистом Саратовского театра оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского. Его репертуар включает свыше двадцати оперных партий. Среди них Мазепа, Онегин, Елецкий («Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского), Демон («Демон» А. Рубинштейна»), Фердинанд («Дуэнья» С. Прокофьева), Костя («Русская женщина» К. Молчанова), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини). В каждой из этих работ— поиск индивидуального решения образа, вдумчивое постижение человеческого характера.
Партия Онегина была одной из первых сценических работ Сметанникова. На премьере не все прошло гладко, но от спектакля к спектаклю молодой артист обретал все большую вокальную уверенность и свободу, благородство и строгость сценического поведения. Теперь Евгений Онегин — неотъемлемая часть его творческой судьбы. За много лет работы все в этой партии отточено, продумано до мельчайших деталей.
Но вот интересное признание исполнителя: «Боюсь, когда становится легко». Не это ли беспокойство заставляет его вновь вернуться к партии Онегина, которая требует, на его взгляд, более пристального внимания к слову, тем более к слову пушкинскому.
Этапной в творческой биографии артиста стала роль Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини. С этой ролью он по-настоящему утвердился в театре и как певец, и как серьезный талантливый артист. Его Фигаро не просто разбитной малый. Он воплощение народной мудрости, доброты, юмора. Он хитер, но безукоризненно честен. Он искрометно весел, но беспощадно суров, когда встречается со злом, ложью, несправедливостью. Не случайно рецензенты из самых разных городов страны единодушно признают роль Фигаро в исполнении Сметанникова наибольшей удачей в спектакле Саратовского театра «Севильский цирюльник».
Давней мечтой певца была роль Дон Жуана в одноименной опере Моцарта. И вот начались репетиции. С самого начала работы было решено отказаться от привычного представления о герое как о легкомысленном повесе. По замыслу Сметанникова, это человек, влюбленный в жизнь, ярый враг фарисейства, лицемерия, глупости. Это сама энергия жизни. Актер превосходно чувствует себя во всех ситуациях. Он неотразим в сцене обольщения, бесстрашен в драматических, находчив в комических эпизодах. Уже на первых спектаклях отмечалась яркая музыкальность исполнителя, прекрасное владение речитативом, стилистикой музыки Моцарта, легкость и изящество сценического образа главного героя.
Далеко не каждому певцу удается умелое сочетание профессиональной работы в оперном театре и на эстраде. Для Сметанникова оперная и концертная деятельность всегда гармонически дополняли друг друга. Диапазон его концертного репертуара велик — от Глинки до западноевропейской классики, от истоков русского романса до песен советских композиторов. Певец успешно выступал с сольными программами в Концертном зале имени П. И. Чайковского и в Колонном зале Дома Союзов. Сметанников систематически совершает концертные поездки по городам Советского Союза, гастролировал в Австрии, Мексике, Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции.
В 1982 году народному артисту РСФСР Леониду Сметанникову была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Глинки. В его адрес приходит много писем от слушателей. В этих письмах — добрые слова, свидетельствующие о признании, о том, что искусство артиста нужно людям.
Л. Бойко