Образцовый военный оркестр Почётного караула – один из лучших советских военно-музыкальных коллективов.
У истоков его создания стояли известные дирижёры: автор широко популярного вальса «Амурские волны» композитор М. А. Кюсс и заслуженный артист РСФСР полковник Г. П. Николаев, под управлением которого оркестр принимал участие во встречах глав стран – участниц Ялтинской и Потсдамской конференций.
Высокое мастерство, большой опыт участия в проведении воинских ритуалов сделали оркестр постоянным участником музыкального оформления мероприятий общественно-политического значения.
Оркестр ведёт также активную творческую деятельность по пропаганде русской, советской и зарубежной музыки. Его выступления снискали любовь и признательность широкого круга слушателей. Высокое исполнительское искусство оркестра неоднократно отмечалось на страницах советской и зарубежной печати. «Строевая выручка, высокое исполнительское мастерство музыкантов делают оркестр образцовым не только по назначению, но и по существу, множат ряды поклонников духовой музыки», - писал в 1982 году журнал «Мелодия». Своими творческими успехами оркестр во многом обязан его художественному руководителю, начальнику оркестра заслуженному артисту РСФСР полковнику Д. Ф. Дылдину, уже много лет возглавляющему этот коллектив, а также военному дирижёру подполковнику А. Ф. Приходченко.
На этой пластинке записаны пьесы для духового оркестра композиторов Советского Союза и Чехословакии.
Марш – один из важнейших жанров в репертуаре духовых коллективов – представлен маршами «Наше знамя» З. Бинкина и «Родина» Л. Тылкина. В творчестве заслуженного деятеля искусств РСФСР З. Бинкина, наряду с многочисленными песнями, значительное место занимают также произведения для духового оркестра. В течение многих лет являвшийся солистом Отдельного образцово-показательного оркестра Министерства Обороны СССР, З. Бинкин – автор маршей, увертюр, фантазий, рапсодий, сюит и других сочинений для духовых коллективов. Л. Тылкин, ранее работавший военным дирижёром, также в совершенстве владеет спецификой духовой музыки.
Заслуженный деятель искусств РСФСР М. Готлиб – участник прославленного фортепианного дуэта Адольфа и Михаила Готлибов – много лет посвятил сочинению духовой музыки, создав множество произведений, относящихся к ярким её образцам. Наряду с крупными композициями – такими, как Концерт для саксофона и Тема с вариациями для трубы и духового оркестра – ему принадлежат и многочисленные миниатюры, две из которых записаны на этой пластинке. Их отличают присущие всей музыке М. Готлиба жизнерадостность, мелодичность, свежесть и многокрасочность тембровых сочетаний, стройность и ясность формы.
В первой пьесе – «Ехал казак» - украинская народная песня развита в виде маленького вариационного цикла, где колоритная оркестровая переокраска как бы изображает постепенно приближающегося и удаляющегося всадника (миниатюра открывается и завершается соло ударных). Вторая пьеса – «Пивна ягода по сахару плыла» - выдержана в духе плясовой с мастерским применением полифонических приёмов.
В творчестве народного артиста Белорусской ССР Е. Глебова встречаются произведения самых различных жанров – опера, балеты, оратории, симфонии, музыка к кинофильмам и спектаклям. В пьесе для духового оркестра «Сувенир» фольклорная основа сочетается с органичным соединением контрастирующих мелодий и мастерством их разработки. Песенную тему сменяет наигрыш, импровизацию – быстрый задорный танец, после которого возвращается начальная мелодия.
Наиболее масштабное из представленных на пластинке сочинений - «Сибирские узоры» В. Лямкина. Это четырёхчастная сюита, в музыке которой ощутима опора на традиции русской классики, претворённые свежо и оригинально. Медленная напевная первая часть сменяется второй в духе скоморошьей пляски, за песенного склада третьей частью следует задорный танцевальный финал.
Среди трёх пьес композиторов ЧССР – «Словацкая полька» В. Фука и пасодобль «Изабелла» З. Кротила, выдержанный в характерной испанской ритмике, написаны в духе традиционных оркестровых миниатюр на темы в народном стиле. Гораздо оригинальнее «Ноктюрн» Ш. Индре. Несмотря на название, это не столько лирическая, сколько танцевальная пьеса, однако господство приглушенных тембров, минорный лад придают музыке несколько таинственный «ноктюрновый» колорит.
АОЛЗГ,
Типография АЗГ,
Зак. 576—О—3000