Камерная музыка
Сонаты
1 сторона
Соната для фортепиано № 1 до-диез минор „Patetico” 24.02”
1. Allegro moderate
2. Adagio espressivo
3. Scherzo. Vivace, energico
4. Finale. Allegro con fuoco
Александра Юозаленайте, фортепиано
2 сторона
Соната для скрипки и фортепиано ре минор 19.57”
1. Allegro ma non troppo
2. Adagio quasi Andante
3. Scherzo. Allegro scherzando
4. Finale. Allegro moderate
Раймондас Катилюс, скрипка
Лариса Лобкова, фортепиано
Запись 1983 г.
Редактор Р. Жальнерюте
Звукорежиссер В. Бичюнас
Художник Б. Леонавичюс
Фото С. Шимкуса, Г. Таласа
Александра Юозапенайте обучалась в Государственной консерватории Литовской ССР и в Московской Государственной консерватории им. П. Чайковского, окончила аспирантуру при ней, впоследствии стажировала в Парижской консерватории. В 1968 г. удостоена первой премией на межреспубликанском конкурсе им. М. К. Чюрлениса в Вильнюсе. Выступала в разных городах СССР, в Польше, во Франции.
Заслуженный деятель Литовской ССР Раймондас Катилюс (1947) закончил Московскую Государственную консерваторию им. П. Чайковского и аспирантуру при ней. Является лауреатом международных конкурсов скрипачей им. Сибелиуса (в Хельсинки, 1970) и в Монреале (1972). Много гастролирует в стране и за рубежом. Успеху концертов Р. Катилюса содействует его постоянный партнер — Лариса Лобкова. также как и он, выпускница Московской консерватории
Классик литовской музыки ЮОЗАС ГРУОДИС (1881—1948) теорию композиции изучал в Московской (1915—1916) и Лейпцигской (1920—1924) консерваториях. Им создан балет „Юрате и Каститис", ряд симфонических и камерных произведений, сольных и хоровых песен, музыка для драматических спектаклей.
Ю. Груодис проявил себя и в качестве дирижера, педагога (первый начал готовить композиторов в Литве), общественного деятеля (был первым руководителем Каунасской консерватории и Союза композиторов Литовской ССР).
Творчество Ю. Груодиса выросло на почве неоромантизма, но ему также присущи черты и других направлений XX века. Музыка темпераментна, отличается красочностью гармонии, разнообразием ритмики, насыщенностью фактуры. Ю. Груодис широко использовал элементы литовской народной мелодики, одновременно стремясь к синтезу этих элементов и самых новых в то время средств музыкального выражения.
Записанные на пленку произведения Ю. Груодиса принадлежат к раннему периоду его творчества.
Соната для фортепиано № 1 до-диез минор („Патетическая") сочинена в 1919 г. в Ялте. В музыке Сонаты получили отражение неспокойная атмосфера тех времен, глубокие переживания личной жизни композитора, образы природы Крыма. Соната отличается страстным порывом. открытой, несколько экзальтированной эмоциональностью. В этом первом произведении Ю. Груодиса крупной формы наряду с влиянием русских композиторов (П. Чайковского, А. Глазунова, А. Скрябина) уже раскрываются существенные черты художественной индивидуальности автора.
Соната для скрипки и фортепиано ре минор сочинена в 1922 г. во время учения в Лейпцигской консерватории. В Сонате сопоставляются лирические, драматические и скерцозно-жанровые музыкальные образы. С этим произведением Ю. Груодис решительно вступил на путь создания национальной музыки. Характерные для
литовского музыкального фольклора интонации, ладовые и ритмические особенности в Сонате окрашиваются богатой неоромантической гармонией. Для некоторых тем Сонаты использованы подлинные народные мелодии (побочная тема I части, главная тема финала).
А- Амбразас