Этюды для ф-но из соч. 740 (№ 1-7, 9-15, 17, 18, 20-25, 31, 41, 50).
Ирина Смородинова
Звукорежиссер: Г. Каретников
Цифровое издание
MEL CO 0878
Ученик Бетховена, яркий представитель венской школы пианизма Карл Черни (1791–1857) вошел в историю музыкального искусства как выдающийся фортепианный педагог, композитор, исполнитель, музыкальный просветитель. Его личность дала творческий импульс многим поколениям музыкантов-виртуозов, среди которых такие имена, как Лист, Лешетицкий, Тальберг, Д'Альбер, Зилоти, Есипова. Страстный пропагандист творчества своего учителя, Черни стал первым исполнителем Первого (1806), а затем Пятого (1812) концертов, многих фортепианных произведений Бетховена, автором переложений для фортепиано бетховенских симфоний и его единственной, страстно любимой оперы «Фиделио». Широки и многообразны были просветительские интересы Черни. Им аранжированы для фортепиано в две и четыре руки оратории Шютца, Генделя, Баха, симфонии Шпора, Гайдна, Моцарта, впервые осуществлена редакция сонат Скарлатти, «Хорошо темперированного клавира» и многих других произведений Баха. Ему принадлежит фундаментальная энциклопедия «Обзор всей музыкальной истории», где в хронологическом порядке представлены сведения о выдающихся композиторах всех времен и народов. Свободно владея семью языками, он перевел на немецкий язык труды крупнейших музыкантов-теоретиков. Черни создал более 1000 произведений: симфонии, сонаты, трио, квартеты, этюды, фортепианные упражнения. Этюды и упражнения Черни до сих пор являются неотъемлемой частью курса специального фортепиано во всех музыкальных заведениях мира. И это не случайно. Еще Лист говорил своим ученикам: «Играйте прилежно Черни». На этюдах Черни любили «разыгрывать» руки С. Танеев, В. Сафонов, С. Рахманинов, И. Левин. Стравинский писал в «Хронике моей жизни»: «Прежде всего я принялся развивать пальцы, играя множество упражнений Черни, что было мне не только полезно, но и доставило истинное наслаждение. Я всегда ценил в Черни не только замечательного педагога, но и подлинного музыканта».
Непреходящая ценность этюдов и упражнений Черни бесспорна. Это настоящая энциклопедия фортепианной техники. Особенно важно, что помимо собственно технического совершенствования они нацелены на воспитание у пианиста звуковой и слуховой культуры, артикуляции, туше. Однако и в наши дни справедлива высказанная в свое время И. Брамсом мысль о том, что «мы по достоинству еще не оценили Черни». Именно потому так интересен опыт Ирины Смородиновой, смело вынесшей на концертную эстраду 50 этюдов Черни, соч. 740. Вот что писал по этому поводу журнал «Музыкальная жизнь» (1983, № 12): «...Чисто музыкальное содержание этюдов Черни представляет немалый интерес В них есть не только виртуозный блеск, но также поэтическая красота, сердечная непосредственность движения души и тщательнейшая, вплоть до алмазной огранки, шлифовка мысли, пусть и далекой от симфонических катаклизмов, но всегда ясной, незамутненно чистой, благородной по образному колориту. Ирина Смородинова доказала это весьма убедительно. Исполненные ею этюды Черни предстали не техническими головоломками, пусть и блестяще-эффектными, а пьесами насыщенного образного содержания».
Любители музыки, профессиональные музыканты, учащиеся музыкальных учебных заведений, безусловно, с интересом отнесутся к данной пластинке, впервые представляющей запись концертного исполнения двадцати пяти этюдов из соч. 740 Карла Черни.
Ирина Смородинова – воспитанница Московской консерватории, которую с отличием окончила по классу выдающегося музыканта, профессора Э. Г. Гилельса. Под его же руководством совершенствовалась в аспирантуре. В 1969 году на Международном конкурсе пианистов имени М. Лонг в Париже пианистка была удостоена бронзовой медали. Концертный репертуар И. Смородиновой весьма обширен. В ее программах монографически представлены Шопен, Брамс, Бетховен, Бах, Шуберт, Равель, Чайковский, Рахманинов... Исполнение Смородиновой отмечено вкусом, темпераментом, вдохновением. Поэтому ее выступления встречают живой отклик самой взыскательной аудитории, а советская и зарубежная критика дает ее искусству высокую оценку.
Журнал «Дневник Балтийский» (Польша): «Пианистка обладает фантастической музыкальностью и неограниченными виртуозными возможностями».
«Нова Македония» (Югославия): «Она – художник, поднявшийся на самый высокий уровень исполнительского искусства».
Газета «Советская культура»: «Симфонический размах исполнения Ирины Смородиновой, искренность и одухотворенность, смелость художественной фантазии и мужественная простота – все это позволяет ей донести до слушателя глубину авторской мысли».
Зак. 162. Тир. 2000