Сторона 1
Ночь светла (М. Шишкин — М. Языков) —2.30
1937 г.
№ 6249
Я вас любил (обр. М. Шишкина) — 2.40
1939 г.
№ 8111
Не спрашивай, зачем унылой думой (А. Шусер — А. Пушкин)
1939 г.
№ 8104
В. Поляков, И. Ром-Лебедев, Р. Мелешко (гитары)
Сторона 2
Слушайте, если хотите (обр. М. Шишкина) —2.34
1939 г.
№ 8108
Зимняя дорога (А. Шусер — А. Пушкин) —3.03
1939 г.
№ 8105
Величальная из спектакля Л. Толстого «Живой труп» — 2.56
1961 г. Всесоюзное радио
В. Поляков, И. Ром-Лебедев, Р. Мелешко (гитары)
Хор театра «РОМЭН»
После годов записи указаны исходные каталожные номера Грампласттреста
Реставрация И. Ляушиной
Редактор К. Тихонравов
Фото Н. Свищева-Паола
Старинные романсы (ранее их называли цыганскими романсами) издавна имели почитателей в самых различных слоях русского общества. Известно, что ими увлекались Пушкин и Вяземскии, Толстой и Некрасов, Лесков и Островский, Апухтин и Фет. Цыганский романс оказал влияние на творчество многих русских композиторов. Не только Варламов, Гурилев, Булахов, но и Глинка, Даргомыжский и даже Чайковский и Рахманинов не прошли в своем творчестве мимо ярко эмоционального, неповторимого в своем своеобразии цыганского искусства.
Непосредственность и страстность, резкие переходы настроений, капризная ритмика и по сию пору пленяют сердца многочисленных слушателей.
Цыганское искусство знает многих выдающихся мастеров. В дореволюционные годы его прославили Варя Панина, Н. Шишкин, В. Сорокин. А в 20-е годы на фоне
знаменитых в то время хоров Е. Полякова и Н. Кручинина взошла звезда талантливой исполнительницы старинного романса Марины Черкасовой.
Русская по происхождению, воспитанная в интеллигентной семье. Марина с детских лет стремилась к искусству, училась в балетной школе, танцевала на эстраде, но мечтала о пении. Низкий грудной голос, задушевная манера пения обращали на себя внимание, и когда Марину Черкасову показали известному в ту пору дирижеру цыганского хора Егору Полякову, он принял ее в свой коллектив, сделав 23-петнюю девушку солисткой, исполнительницей старинных романсов. Марина Черкасова являлась украшением этого цыганского хора, а в 1931 году приняла участие в создании первого в мире цыганского театра «Ромэн». На сцене этого театра она проработала свыше 40 лет, создав запоминающиеся образы во многих спектаклях, сыграв свыше пятидесяти ролей. М. М. Яншин, одно время руководивший этим театром, отмечал выдающееся драматическое дарование актрисы. Но поистине неповторимым было ее исполнение цыганских песен и романсов в спектаклях и концертах. Афиши того времени запечатлели имя Черкасовой рядом с именами выдающихся мастеров эстрады Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Ляли Черной и других. Надежда Андреевна Обухова отмечала благородство стиля и особенную естественность интерпретации Черкасовой цыганского репертуара.
В 1938—1939 годах несколько романсов Марина Черкасова напела на грампластинки, и мы благодаря этому имеем возможность составить представление о творчестве выдающейся исполнительницы. Среди авторов музыки этих сочинений нет громких композиторских имен, но, как писал Б. В. Асафьев, «не одними великими композиторами и виртуозами живет музыка». Она держится и существует ее звучанием (интонированием) во всех кругах общества и множеством «безымянных» ее сочинителей, отвечающих на потребности своего круга только тем, что они в своих произведениях «собирают» и фиксируют то, что нравится в данный момент данной среде».
Слушая Черкасову, мы целиком покоряемся очарованию ее голоса, оригинальной исполнительской манере, в которой ритмическая свобода, резкие динамические контрасты нигде не входят в противоречиес высоким художественным вкусом и вместе с тем покоряют искренностью чувства. Нет сомнения, что знакомство с творчеством замечательной артистки доставит радость всем, кто любит музыку, в каком бы жанре она ни проявлялась.
Л. Живов