Сторона 1
К. СЕН-САНС (1835—1921)
Музыка к кинофильму «Убийство герцога Гиза» — 18.16
Прелюдия. Картины 1 — 5
Сторона 2
А. ОНЕГГЕР (1892— 1955)
Три фрагмента музыки к кинофильму «Наполеон»
1. Детский танец — 2.18
2. Наполеон — 1.08
3. Чакона императрицы — 3.39
Ж. ФРАНСЕ (р. 1912)
Сюита из музыки к кинофильму «Наполеон» для фортепиано в четыре руки
1. Датский военный марш — 0.58
2. Бриенн — 0.38
3. Вечер у Барраса— 1.34
4. Арабская музыка — 0.58
5. Колыбельная римского короля — 0.48
6. Мазурка — 0.50
7. Мария Валевская — 2.39
8. Людовик XVIII —0.48
Д. МИЙО (1892 — 1974) Кинохроника
Сюита для камерного оркестра — 6.41
1. Представление прессы 4. Водяная машина
2. Состязание авиаторов 5. Убийство на вокзале
3. Кенгуру-боксер 6. Дерби
Side 1
C. SAINT-SAENS (1835— 1921)
Music for the Film "L’assassination de due de Guise"— 18.16 Prelude. Tableaux 1 — 5
Side 2
A. HONEGGER (1892—1955)
Three Excerpts from the Music for the Film "Napoleon"
1. Children's Dance — 2.18
2. Napoleon — 1.08
3. Empress's Chaconne — 3.29
J. FRANCAIX (b. 1912)
Suite from the Music for the Film "Napoleon" for four-hand piano
1. Danish Military March — 0.58
2. Brienne —0.38
3. Party at Barras's — 1.34
4. Arabian Music — 0.58
5. Roman King's Lullaby — 0.48 6.' Mazurka — 0.50
7. Maria Walewska — 2.39
8. Louis XVIII —0.48
D. MILHAUD (1892—1974) Newsreel
Suite for Chamber Orchestra — 6.41
1. Presenting the Press 4. Water Machine
2. Aviators' Competition 5. Murder at the Railway Station
3. Kangaroo-Boxer 6. Derby
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР
Дирижер ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1, 2, 4)
Геннадий Рождественский, Виктория Постникова (3)
Звукорежиссеры: Э. Шахназарян (1, 2, 4), С. Пазухин (3). Редактор Л. Абелян
Французский кинематограф имеет давнюю историю. Еще в 1825 году во Франции был изобретен нехитрый прибор под названием «Таумотроп», представлявший собой картонный диск с двумя рисунками на его сторонах, совмещаемыми по диаметру при быстром вращении диска. На одной стороне была нарисована птичка, на другой — клетка. Диск вращается — птичка в клетке! Вероятно первым историком французского кино следует считать Шарля Бодлера, описавшего «Таумотроп» через несколько лет после его появления.
Идею «Таумотропа» развивали впоследствии автор «фотографического ружья» Этьен Маре, изобретатель «Праксиноскопа» Эмиль Рейно и многие другие, что привело в конце концов к открытию «Кинематографа» Луи Люмьера в «Большом кафе» на бульваре Капуцинов в Париже в 1895 году. Именно в фильме Люмьера впервые появился на экране герцог де Гиз, убитый в замке Блуа. Этому событию был посвящен фильм Фердинанда Зекка «Убийство герцога Гиза», не оставивший особых следов в летописи французского кино, чего нельзя сказать об одноименном фильме Андре Кальметта, премьера которого состоялась в декабре 1908 года в парижском зале «Шарра». Постановщик взял за основу своего сценария пьесу популярного в то время писателя Анри Лаведана (известного также под псевдонимом Машекур) «Убийство герцога Гиза». Фильм Кальметта представляла кинокомпания «Фильм д'Ар», владельцы которой братья Лафитт считали необходимым привлекать в кинематограф крупных современных писателей. Для «Фильм д'Ар» работали А. Франс и Э. Ростан.
В фильме «Убийство герцога Гиза» снимались крупнейшие французские актеры Ле Баржи и Альбер Ламбер. Фильм имел колоссальный успех. Кинорежиссер Викторен Жассе писал: «Убийство герцога Гиза» опрокинуло все предыдущие понятия о фильмовом искусстве». И действительно, значение этого фильма очень велико. Несмотря на то, что сегодня он производит несколько наивное впечатление, в основном благодаря «оперным» декорациям Эмиля Бертена, скопировавшего подлинные интерьеры замка Блуа, по-видимому, не без влияния холодновато-парадного полотна Ипполита Делароша «Убийство герцога Гиза», популярного во второй половине XIX века во Франции, этот фильм дал возможность преподнести зрителю трагическую пьесу Лаведана, пользуясь специфическими средствами кино, широко применяя съемки «крупным планом», усиливавшим выразительность мимики актеров, сводя до минимума титрованный текст. Новаторство фильма Кальметта заключалось еще и в том, что для его демонстрации требовался симфонический оркестр, игравший (впервые в истории кино) написанную специально для данного фильма музыку, автором которой был Камиль Сен-Сане.
Партитура Сен-Санса заключает в себе элементы алеаторики, необходимой для сопровождения «немого экрана». Для окончания некоторых номеров Сен-Сане выписывает в партитуре разные по длительности «варианты», дающие возможность дирижеру достичь точного совпадения музыки с изображением. Партитура Сен-Санса чрезвычайно изысканна; пользуясь очень скромными средствами, он достигает тонких эффектов, подтверждая этим опусом свою славу одного из лучших французских композиторов.
Поэт, писатель, философ, актер Абель Ганс (1889 — 1982) — один из крупнейших кинорежиссеров XX века. Его наследие — от «Перископа» (1915) до «Капитана Фракасса» (1943) — дает нам полное право назвать Абеля Ганса подлинным революционером в кино, что с особой силой подтверждает его шедевр — «Наполеон». Эта гигантская киноэпопея, снимавшаяся четыре года (1923 — 1927), была построена по принципу полиэкрана, то есть предвосхищала современную «синераму». Действие фильма разворачивалось параллельно на трех экранах, для того чтобы, как говорил сам Абель Ганс, «тройной экран смог показать три аспекта личности Наполеона — физический, психический и эмоциональный».
Фильм открывается сценой во дворе военного колледжа в Бриенне, где юный Наполеон играет в снежки со своими сверстниками под наблюдением францисканца-воспитателя Пишегрю. Для съемок этого эпизода Абель Ганс снабдил кинокамеру специальными крыльями, чтобы она могла «летать» вслед брошенному снежку! Живший в то время в Париже художник Константин Сомов отметил в дневнике: «Вечером ходил в кино смотреть «Наполеон», в котором в декорациях и костюмах участвовал А. Бенуа… Прелестен мальчик Руденко, изображающий Наполеона в детстве…»
Фильм «Наполеон» был единственной «киноработой» Александра Бенуа, его эскиз к сцене игры в снежки представлен на нашем конверте. Мы видим мальчика Наполеона и его воспитателя Пишегрю.
Музыку к фильму «Наполеон» написал Артур Онеггер — замечательный композитор, чей вклад в области киномузыки не уступает его достижениям в других жанрах. Онеггер написал музыку к сорока трем фильмам, а с Абелем Гансом начал сотрудничать в 1923 году (фильм «Колесо»).
«Партитура к документальному фильму средней величины, писал Онеггер — длится приблизительно минут пятнадцать двадцать… Композитор должен подчиняться всему разнообразию кадров и уметь за несколько секунд переходить от смешного к суровому… и еще обязан в равной мере сильно вдохновлял как культурой разведения рододендронов, так и рациональной упаковкой сыра…» Это умение в сжатой форме выразить сущность того или иного эпизода характерно и для музыки Онеггера к фильму Абеля Ганса «Наполеон».
Другая попытка воплотить образ Наполеона средствами кино принадлежит режиссеру Саше Гитри (1885— 1957). Саша Гит родился в Петербурге, где его отец — известный французский актер Люсьен Гитри участвовал в спектаклях зимнего сезона. Одухотворенное лицо Люсьена Гитри известно нам по превосходной литографии Тулуз-Лотрека. Знаем мы также и о дружбе Люсьена Гитри с Чайковским. В 1888 году Люсьен Гитри просил Чайковского написать музыку к спектаклю «Гамлет», в котором он играл заглавную роль. Чайковский откликнулся на его просьбу, а в письме к брату Анатолию написал: «Гитри был бесподобен». Саша Гитри в 1914 году снял любительской кинокамерой интереснейший двадцатидвухминутный фильм под названием «Те, кто среди нас», в котором запечатлел творческий процесс Ренуара, Родена и Моне. В этом же фильме снят Сен-Санс, играющий на рояле. Свою любовь к художникам Саша Гитри пронес через всю свою жизнь. В его фильме «Дай мне твои глаза» (1943) снимались Дерен, Дюфи, Вламинк и Утрилло. Гитри вообще любил привлекать к своим фильмам непрофессиональных актеров, в его фильме «Малибран» роль Альфреда де Мюссе игр поэт Жан Кокто.
Фильм «Наполеон» был выпущен на экран в 1953 году. В не участвовали Жан Габен, Жан Маре и Ив Монтан. Роль Бетховена играл известный кинорежиссер и актер Эрих фон Штрогейм. Музыку к фильму написал Жан Франсе — известный французский композитор, автор изящного балета «Сентиментальная игра». Эта музыка, сочиненная для фортепиано в четыре руки, продолжает традиции французской четырехручной литературы, и прежде всего Габриеля Форе и Франсиса Пуленка.
Друг и соратник Онеггера Дариюс Мийо немало сделал для французского кино. Им написана музыка к двадцати шести фильмам, в том числе к знаменитой «Мадам Бовари» Жана Ренуара. Совместно с Онеггером Мийо создал музыку к фильмам «Цитадель молчания» и «Кавалькада любви». Небольшая сюита для камерного оркестра под названием «Кинохроника» (1929) представляет собой любопытный опыт написания музыки к несуществующему фильму. Это лишь типичные сюжеты, могущие иметь место в любом киножурнале, музыка к воображаемой кинохронике. Быстрая смена музыкальных эпизодов и тонко рассчитанное чередование темпов и тембров создают звуковую параллель сменяющимся кинокадрам. Сочинения Сен-Санса, Онеггер Франсе и Мийо записаны на пластинку впервые.
Геннадий Рождественский.
People's Artist of the USSR, Lenin Prize winner, Professor Gennadi Rozhdestvensky was born in 1931 in Moscow. After leavin the Central Music School, he entered the Moscow Conservatoir where his teachers were Lev Oborin in the piano class and h father N. Anosov who taught him conducting.
For thirty-two years, Gennadi Rozhdestvensky has been conductin at performances given by the Bolshoi whose chief conductor he was between 1965 and 1970. From 1961 to 1974 he was the chief conductor of the USSR TV and Radio Large Symphony Orchestra and in 1974 he became the artistic director of the Moscow Chamber Musical Theatre.
During his foreign tours, Professor Rozhdestvensky conducted the world's major orchestras.
Since 1974, Rozhdestvensky has been invited as conductor of Europe's major symphony orchestras like the Stockholm Philharmonic and the BBC and Vienna Symphony orchestras.
In 1982, he became the head of the recently established the USSR Ministry of Culture Symphony Orchestra.