Имя народного артиста СССР Бориса Штоколова хорошо известно каждому любителю музыки. Для одних оно связано со спектаклями Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, на сцене которого он поет уже более двадцати лет; другим напоминает о встречах с певцом в концертных залах, о его замечательном, надолго западающем в душу исполнении русских народных песен и романсов.
Жизненный путь не сразу привел молодого талантливого юношу к профессии певца. В годы Великой Отечественной войны, получив в 1942 году весть о гибели отца на фронте под Ленинградом, четырнадцатилетний Борис ушел из дома и поступил в школу юнг. Затем он служил на Балтийском флоте, на эсминцах «Строгий» и «Стройный», на крейсере «Киров», а возвратившись после войны домой в Свердловск, стал учиться в спецшколе №11 Военно-Воздушных Сил СССР.
Его отличала еще с детства неодолимая любовь и привязанность к пению. Обладая редким по красоте голосом, он пел в хоровых коллективах, пел под аккомпанемент гитары друзьям-матросам в годы службы на флоте, пел на вечерах в спецшколе. Словом, с песней он был неразлучен всегда и везде. Эту увлеченность пением и яркий музыкальный талант почувствовал на праздничном вечере выпускников Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. И вскоре Борис Штоколов был направлен на учебу в Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского.
Еще будучи студентом Штоколов пел в Свердловском театре оперы и балета имени А. В. Луначарского. Вскоре он стал ведущим солистом этого театра, а в 1959 году его пригласили в оперную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Следуя замечательным традициям выдающихся русских оперных певцов, он стал одним из ярких мастеров советского исполнительского искусства и тридцати пяти лет был удостоен звания народного артиста СССР.
Основу оперного репертуара Б. Штоколова составляют бессмертные образы русской классической оперы: Иван Сусанин, Руслан, Борис Годунов, Досифей, Гремин, Владимир Галицкий. В операх зарубежных авторов он исполняет партии Мефистофеля и Дон Базилио. Неоднократно пел он ведущие партии в операх советских композиторов Т. Хренникова, К. Данькевича, В. Трамбицкого. Яркий впечатляющий образ Андрея Соколова, созданный им в опере И. Дзержинского «Судьба человека», получил всеобщее признание как замечательное воплощение в искусстве самобытного характера советского человека.
Творческие достижения Б. Штоколова отмечены Государственной премией РСФСР имени М. И. Глинки (1976 г.), Государственной премией СССР (1981 г.), двумя орденами Трудового Красного Знамени, а в канун пятидесятилетия в 1980 году певец был награжден орденом Ленина. В те дни газета «Советская культура» писана: «Ленинградский певец — счастливый обладатель голоса уникальной красоты. Глубокий, проникающий в сокровенные тайники человеческого сердца, богатый тончайшими переходами тембров, он пленяет певучей пластикой фразы, удивительно трепетной интонацией. Поет народный артист СССР Борис Штоколов, и вы не спутаете его ни с кем. Неповторим его дар, неповторимо его искусство, умножающее успехи отечественной вокальной школы, правда звука, правда слова, завещанные ее учителями, нашли в творчестве певца свое наивысшее выражение». Эти качества воплощены Штоколовым не только на оперной сцене, но и на концертной эстраде.
Как концертный исполнитель Штоколов пользуется огромной популярностью. Этому, несомненно, способствует непосредственный, доверительный контакт со слушателем в выступлениях перед большими и малыми аудиториями, где артист искренне и одухотворенно воскрешает в пении дорогие сердцу каждого человека «чудные мгновения», словно вновь и вновь переживая их вместе со слушателями и восторгаясь их неизбывной красотой.
«Поразительно умение артиста создавать в зале атмосферу дорогих, особой духовной ценности мгновений, пережитых каждым в зале, — далеких и близких, забытых и воскресших. Штоколов поет будто для близких задушевных друзей — самозабвенно, исповедально... Никакой фальши — нив звуке, ни в слове. Как в сказках о чародеях, в чьих руках простой камень становится алмазом, каждое прикосновение голоса Штоколова к музыке, к слову рождает то же чудо...» (В. Балашов).
В своих концертных программах Штоколов обращается к народному творчеству, к русским народным песням и городскому романсу. Именно русская песня, глубина ее содержания, мыслей и чувств, раскрытых в ней художественным гением народа, пленили певца одухотворенностью и высокой поэтичностью, величием эпоса, выражением боли, страданий народа и глубокой тоски, удалым весельем молодецким.
Любовь к русской песне привела Штоколова к творческому содружеству с Русским народным оркестром имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио, который своим искусством, еще по замыслу его основателя В. В. Андреева, «являет собою, так сказать, представительство русского народного творчества». В кропотливом творческом поиске рождаются их совместные концертные программы, и перед слушателем возникают трогательно-прекрасный, чистый образ песни «В низенькой светелке», философское размышление «Вечернего звона», разудалые, лихие «Эх, Настасья», «Живет моя отрада», «Вдоль по Питерской», «Коробейники». И становится понятным, почему именно в русской музыке в полной мере раскрылся самобытный талант Штоколова. Через народную песню Штоколов постиг свое искусство, нашел свой искренний, доходящий до сердца слушателя тон высказывания, свою творческую душу.
В концертах Борис Штоколов исполняет и городские бытовые романсы, которые мы часто называем старинными русскими романсами. Этот жанр привлекает демократичностью, эмоциональной открытостью. Силою своего таланта, стремлением к чистоте и благородству, к истинной высокой красоте человеческих эмоций артист поднимает эти музыкальные миниатюры до высокого поэтического высказывания, приближая их по музыкальному решению к лирическим народным песням. И в этом органичном сочетании старинного романса и народной песни неодолимо «слышится родное» — одухотворенность музыки, искренность и эмоциональная теплота, затрагивающая тончайшие струны души русского человека. Звучат в исполнении певца старинные романсы «Только раз», «Ямщик, не гони лошадей», «Бубенцы», «Слушайте, если хотите», «Очи черные», романсы Шереметьева, Варламова, Абазы, Шишкина, Прозоровского и, конечно же, ставший неразрывно связанным с именем Штоколова романс «Гори, гори, моя звезда», и в каждом из этих знакомых нам произведений мы явно ощущаем в исполнении Штоколова стремление, как говорит сам певец, «отбросить все грубое и несколько вульгарное и тем самым возвысить каждый романс, сделать его красивым, искренне правдивым, благородным и поэтичным».
В альбом включены несколько записей старинных русских романсов, которые Б. Штоколов поет в сопровождении пианиста Юрия Маевского и виолончелиста Оскара Бурштейна, творческое содружество с которыми продолжается уже около десяти лет. Русские песни и романсы в сопровождении оркестра представлены в записи концерта, который состоялся 18 сентября 1981 года в Москве и представлял одну из программ, за которые солист был удостоен Государственной премии СССР.