Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Имя народного артиста СССР Бориса Штоколова хорошо известно каждому любителю музыки. Для одних оно связано со спектаклями Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, на сцене которого он поет уже более двадцати лет; другим напоминает о встречах с певцом в концертных залах, о его замечательном, надолго западающем в душу исполнении русских народных песен и романсов.
Жизненный путь не сразу привел молодого талантливого юношу к профессии певца. В годы Великой Отечественной войны, получив в 1942 году весть о гибели отца на фронте под Ленинградом, четырнадцатилетний Борис ушел из дома и поступил в школу юнг. Затем он служил на Балтийском флоте, на эсминцах «Строгий» и «Стройный», на крейсере «Киров», а возвратившись после войны домой в Свердловск, стал учиться в спецшколе №11 Военно-Воздушных Сил СССР.
Его отличала еще с детства неодолимая любовь и привязанность к пению. Обладая редким по красоте голосом, он пел в хоровых коллективах, пел под аккомпанемент гитары друзьям-матросам в годы службы на флоте, пел на вечерах в спецшколе. Словом, с песней он был неразлучен всегда и везде. Эту увлеченность пением и яркий музыкальный талант почувствовал на праздничном вечере выпускников Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. И вскоре Борис Штоколов был направлен на учебу в Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского.
Еще будучи студентом Штоколов пел в Свердловском театре оперы и балета имени А. В. Луначарского. Вскоре он стал ведущим солистом этого театра, а в 1959 году его пригласили в оперную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Следуя замечательным традициям выдающихся русских оперных певцов, он стал одним из ярких мастеров советского исполнительского искусства и тридцати пяти лет был удостоен звания народного артиста СССР.
Основу оперного репертуара Б. Штоколова составляют бессмертные образы русской классической оперы: Иван Сусанин, Руслан, Борис Годунов, Досифей, Гремин, Владимир Галицкий. В операх зарубежных авторов он исполняет партии Мефистофеля и Дон Базилио. Неоднократно пел он ведущие партии в операх советских композиторов Т. Хренникова, К. Данькевича, В. Трамбицкого. Яркий впечатляющий образ Андрея Соколова, созданный им в опере И. Дзержинского «Судьба человека», получил всеобщее признание как замечательное воплощение в искусстве самобытного характера советского человека.
Творческие достижения Б. Штоколова отмечены Государственной премией РСФСР имени М. И. Глинки (1976 г.), Государственной премией СССР (1981 г.), двумя орденами Трудового Красного Знамени, а в канун пятидесятилетия в 1980 году певец был награжден орденом Ленина. В те дни газета «Советская культура» писана: «Ленинградский певец — счастливый обладатель голоса уникальной красоты. Глубокий, проникающий в сокровенные тайники человеческого сердца, богатый тончайшими переходами тембров, он пленяет певучей пластикой фразы, удивительно трепетной интонацией. Поет народный артист СССР Борис Штоколов, и вы не спутаете его ни с кем. Неповторим его дар, неповторимо его искусство, умножающее успехи отечественной вокальной школы, правда звука, правда слова, завещанные ее учителями, нашли в творчестве певца свое наивысшее выражение». Эти качества воплощены Штоколовым не только на оперной сцене, но и на концертной эстраде.
Как концертный исполнитель Штоколов пользуется огромной популярностью. Этому, несомненно, способствует непосредственный, доверительный контакт со слушателем в выступлениях перед большими и малыми аудиториями, где артист искренне и одухотворенно воскрешает в пении дорогие сердцу каждого человека «чудные мгновения», словно вновь и вновь переживая их вместе со слушателями и восторгаясь их неизбывной красотой.
«Поразительно умение артиста создавать в зале атмосферу дорогих, особой духовной ценности мгновений, пережитых каждым в зале, — далеких и близких, забытых и воскресших. Штоколов поет будто для близких задушевных друзей — самозабвенно, исповедально... Никакой фальши — нив звуке, ни в слове. Как в сказках о чародеях, в чьих руках простой камень становится алмазом, каждое прикосновение голоса Штоколова к музыке, к слову рождает то же чудо...» (В. Балашов).
В своих концертных программах Штоколов обращается к народному творчеству, к русским народным песням и городскому романсу. Именно русская песня, глубина ее содержания, мыслей и чувств, раскрытых в ней художественным гением народа, пленили певца одухотворенностью и высокой поэтичностью, величием эпоса, выражением боли, страданий народа и глубокой тоски, удалым весельем молодецким.
Любовь к русской песне привела Штоколова к творческому содружеству с Русским народным оркестром имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио, который своим искусством, еще по замыслу его основателя В. В. Андреева, «являет собою, так сказать, представительство русского народного творчества». В кропотливом творческом поиске рождаются их совместные концертные программы, и перед слушателем возникают трогательно-прекрасный, чистый образ песни «В низенькой светелке», философское размышление «Вечернего звона», разудалые, лихие «Эх, Настасья», «Живет моя отрада», «Вдоль по Питерской», «Коробейники». И становится понятным, почему именно в русской музыке в полной мере раскрылся самобытный талант Штоколова. Через народную песню Штоколов постиг свое искусство, нашел свой искренний, доходящий до сердца слушателя тон высказывания, свою творческую душу.
В концертах Борис Штоколов исполняет и городские бытовые романсы, которые мы часто называем старинными русскими романсами. Этот жанр привлекает демократичностью, эмоциональной открытостью. Силою своего таланта, стремлением к чистоте и благородству, к истинной высокой красоте человеческих эмоций артист поднимает эти музыкальные миниатюры до высокого поэтического высказывания, приближая их по музыкальному решению к лирическим народным песням. И в этом органичном сочетании старинного романса и народной песни неодолимо «слышится родное» — одухотворенность музыки, искренность и эмоциональная теплота, затрагивающая тончайшие струны души русского человека. Звучат в исполнении певца старинные романсы «Только раз», «Ямщик, не гони лошадей», «Бубенцы», «Слушайте, если хотите», «Очи черные», романсы Шереметьева, Варламова, Абазы, Шишкина, Прозоровского и, конечно же, ставший неразрывно связанным с именем Штоколова романс «Гори, гори, моя звезда», и в каждом из этих знакомых нам произведений мы явно ощущаем в исполнении Штоколова стремление, как говорит сам певец, «отбросить все грубое и несколько вульгарное и тем самым возвысить каждый романс, сделать его красивым, искренне правдивым, благородным и поэтичным».
В альбом включены несколько записей старинных русских романсов, которые Б. Штоколов поет в сопровождении пианиста Юрия Маевского и виолончелиста Оскара Бурштейна, творческое содружество с которыми продолжается уже около десяти лет. Русские песни и романсы в сопровождении оркестра представлены в записи концерта, который состоялся 18 сентября 1981 года в Москве и представлял одну из программ, за которые солист был удостоен Государственной премии СССР.