Сторона 1
1. Синематограф, рэгтайм (И. Якушенко) — 2.20
Игорь Якушенко, фортепиано
2. Парафраз на тему симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк»
(Ю. Маркин) — 7.40
АНСАМБЛЬ ЮРИЯ МАРКИНА
3. «Древнерусские картины»: Наигрыши, Пляс-перепляс
(Ю. Маркин) — 8.25
ОРКЕСТР ЮРИЯ МАРКИНА.
Солисты: Эдуард Курчаков, альт-саксофон; Вячеслав Преображенский, тенор-саксофон; Арнольд Гороховский, ударные
Сторона 2
1. Золотые руки Силвера
(Г. Лукьянов) — 8.40
АНСАМБЛЬ «КАДАНС» ГЕРМАНА ЛУКЬЯНОВА
2. Вторая часть из сюиты «Семиречье»
(В. Назаров) — 6.20
АНСАМБЛЬ «БУМЕРАНГ» ТАХИРА ИБРАГИМОВА
3. Пинеколяда
(Ч. Манджоне) — 4.45
ОРКЕСТР «СОВРЕМЕННИК» АНАТОЛИЯ КРОЛЛА.
Солисты: Станислав Коростелев, ударные; Леонид Янков, флюгельгорн; Александр Звягинцев, тенор-саксофон
АНСАМБЛЬ ЮРИЯ МАРКИНА
Вячеслав Преображенский — тенор-саксофон: Владимир Воробьев — тромбон; Юрий Маркин — фендер-пиано; Александр Ростоцкий — бас-гитара; Рафаэль Галиуллин — ударные; Александр Брыксин — конга
ОРКЕСТР ЮРИЯ МАРКИНА
Эдуард Курчаков, Анатолий Мурыгин, Вячеслав Преображенский, Игорь Иткин — саксофоны; Владимир Черепанов, Николай Титов, Юрий Демидов, Сергей Бушкевич — трубы; Владимир Лебедев, Владимир Воробьев, Юрий Данилин — тромбоны; Евгений Богданенко — туба; Игорь Постричев — фортепиано; Олег Солодухин — бас-гитара; Арнольд Гороховский — ударные
АНСАМБЛЬ «КАДАНС» ГЕРМАНА ЛУКЬЯНОВА
Герман Лукьянов — флюгельгорн; Николай Панов — тенор-саксофон; Михаил Окунь — фортепиано; Алексей Гагарин, Вадим Ахметгареев, Юрий Юренков — ударные;
АНСАМБЛЬ «БУМЕРАНГ» ТАХИРА ИБРАГИМОВА
Юрий Парфенов — труба; Виктор Николаев — сопрано-саксофон; Владимир Назаров — клавишные; Константин Ли — гитара; Фархад Ибрагимов — бас-гитара; Тахир Ибрагимов — ударные
ОРКЕСТР «СОВРЕМЕННИК» АНАТОЛИЯ КРОЛЛА
Лев Гугняев, Леонид Янков, Анатолий Жуков, Алексей Тарасов — трубы; Анатолий Сафаров, Игорь Алексеев, Вячеслав Иголкин, Александр Гузенко — тромбоны; Евгений Семенов, Павел Левицкий, Александр Звягинцев, Анатолий Ли, Лев Гречаников — саксофоны; Анатолий Миончинский — фортепиано; Валерий Красов — гитара; Валентин Лезов — бас-гитара; Станислав Коростелев, Равиль Садыков — ударные; Ян Сомовский — конга
Составитель А. Баташев.
Редактор В. Рыжиков
Художник А. Третьяков.
Фото М. Пазия
Как и все жанры советской музыки, советский джаз имеет свою историю, своих выдающихся композиторов, дирижеров, исполнителей и связан с традициями советской музыкальной культуры в целом.
Сейчас в этом жанре плодотворно работают композиторы разных поколений, а также музыканты, получившие широкую известность в нашей стране и за рубежом. Многие из них являются лауреатами отечественных и зарубежных джазовых фестивалей. Большой творческий вклад в развитие советского джаза внесли московские музыканты.
В год шестидесятилетия Советского государства особую значимость Московскому фестивалю придало участие в нем музыкантов из союзных республик, представляющих многообразие современного советского джаза. Ведь фестиваль — это не только концертные выступления, но и возможность обмена творческими идеями между его участниками, особая форма общения исполнителей со слушателями, своеобразное состязание музыкантов, привлекательное как для тех, кто на сцене, так и для тех, кто в зале.
У отечественных джаз-фестивалей есть своя история.
Сначала встречи джазовых музыкантов скромно именовались «вечерами джаза»: в Москве на таких вечерах в 1936 году совместно выступали советские, шведские, чехословацкие джаз-оркестры. Первая встреча эстонских джаз-ансамблей в 1949 году послужила началом последующих четырнадцати таллинских джаз-фестивалей, увенчавшихся в 1967 году впечатляющим международным форумом. Он вызвал волну фестивалей по всей стране — от Риги до Хабаровска, от Ферганы до Хибин. Всего их было около ста, а наиболее крупные состоялись в Тбилиси, Ярославле, Новосибирске, Ленинграде, Куйбышеве и Москве.
В Москве слова «джаз» и «фестиваль» впервые соединились двадцать пять лет назад, когда на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов был проведен международный джазовый конкурс, на котором молодые музыканты Российской Федерации, Эстонии, Грузии за неделю прошли путь от дебютантов до лауреатов.
Традиция московских фестивалей джаза начинается в 1962 году, когда Московским комсомолом и Союзом композиторов был организован трехдневный общегородской просмотр в кафе-клубе «Молодежное». С тех пор все без исключения столичные джаз-фестивали находятся под творческим руководством московских композиторов. Громадные организационные хлопоты, связанные с проведением этого фестиваля, разделили народный коллектив Московской студии искусства музыкальной импровизации и Дом концертных организаций РСФСР, в нарядно оформленном Большом зале которого прошли пять насыщенных фестивальных концертов, названные газетой «Советская культура» «джазовым марафоном».
Таким образом, Московский фестиваль «Джаз-82» оказался во многих отношениях юбилейным и по-особому праздничным: в год шестидесятилетия образования СССР исполнилось 60 лет и советскому джазу, многонациональному и оптимистичному, как и все советское искусство.
Андрей Эшпай, композитор, секретарь правления СК СССР, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, председатель Оргкомитета Юрий Саульский, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, председатель Бюро комиссии эстрадной инструментальной и джазовой музыки Московского отделения СК РСФСР, заместитель председателя Оргкомитета
Московская комиссия эстрадной инструментальной музыки — не только инициатор джаз-фестивалей, ее роль в развитии и становлении московского джаза чрезвычайно разнообразна и велика. Джаз — это творчество, родственное сочинению музыки, и естественно, что эта сторона вплотную касается интересов композиторов.
Московский композитор Игорь Якушенко не раз участвовал в джаз-фестивалях — и как член жюри, и как исполнитель. На фестиваль «Джаз-82» он представил «Цикл джазовых фортепианных пьес для детей и юношества», рэгтайм из которого открывает третью пластинку фестивального альбома.
Талантливые сочинения показал на фестивале Юрий Маркин. Его ансамбль исполнил Парафраз на тему симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк». Мы знаем как важно в импровизациях на самобытную тему сохранит интонационную цельность, избежать «нейтралитета» по отношению к теме. Вдвойне замечательно, что блестящее п технике соло Маркина искрилось прокофьевскими интонация ми.
Интерес Юрия Маркина к русскому музыкальному эпос проявлялся неоднократно. И на этом фестивале наряду большой ансамблевой композицией «Скифские курганы» композитор показал трехчастную оркестровую сюиту «Древнерусские картины», первую и последнюю части которой - «Наигрыши» и «Пляс-перепляс» — мы предлагаем вашем; вниманию. Важная роль поручена здесь солистам: Эдуард; Курчакову (сопрано-саксофон). Вячеславу Преображенском; (тенор-саксофон) и барабанщику Арнольду Гороховскому К сожалению, из-за большой сложности записи не вошла в альбом вторая часть («Причитания»), в которой трубачи играли на мундштуках, и получившийся кластер великолепие имитировал плач. При записи с джаз-фестивалей подобные потери неизбежны: ансамблевая импровизация с ее непредсказуемым развитием, с перемещениями музыкантов по сцене постоянной сменой солистов, перекличками между ними — все это требует от звукорежиссера и его помощников неистощимого внимания и снайперской точности. По той же причине не попали на пластинки некоторые замечательные номера фестиваля, исполненные ансамблями Левиновского, Розенберга, Лукьянова, Кацнельсона и других. Так что и на этот раз не обошлось без потерь. Но зато на лучшем, что осталось, лежит не только печать подлинности, документальности записанного, но и отблеск сценического азарта, сообщающего джазовой музыке качества, труднодостижимые в студии, где нет публики, нет того импульса, который возникает на эстраде.
В числе таких удач — предлагаемая запись «Каданса». Порою Германа Лукьянова и его ансамбль упрекали в сухости, холодности игры. Ничего подобного не было на фестивале. Открытая эмоциональность, пылкий музыкантский порыв полностью преобразили восприятие далеко не тривиальной музыки Лукьянова. «Каданс» вызвал такую бурю в зале, какой никто не ожидал. Разумеется, эта овация адресовалась не только Лукьянову, но и его коллегам по «Кадансу», находящимся в прекрасной игровой форме.
Руководимый Тахиром Ибрагимовым ансамбль «Бумеранг» из Алма-Аты давно привлекает к себе внимание новаторскими поисками. Синтез джаза и восточных музыкальных культур ярко проявляется в творчестве трубача Юрия Парфенова, но не только у него. Представленная пьеса пианиста Владимира Назарова из его сюиты «Семиречье» (в которой сопоставляются музыкальные традиции Азии и Латинской Америки) начинается с эпизода, где бас-гитарист Фархад Ибрагимов имитирует на своем инструменте звучание казахской домбры. Интересными солистами показывают себя также саксофонист Виктор Николаев и гитарист Константин Ли.
В последний день фестиваля выступал оркестр «Современник» Анатолия Кролла. А программа заключительного концерта была грандиозна и ослепительна. Уже отыграли «Аллегро» и Раннап, «Арсенал» и Ганелин. Впечатлений хватило бы на несколько концертов, но никто не уходил, несмотря на поздний час. Все как бы забыли о времени. И «Современник» подарил нам то, чего все ждали: яркую, праздничную музыку бала, музыку карнавала и фейерверка. Не могло, казалось, быть лучшего финала празднику «Джаз-82», как и его звуковой хронике, запечатленной на этих пластинках.
Алексей Баташев