Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Автор Л. Левшин
Консультанты: Л. Гордин, Т. Панфилова
Текст читают: народный артист РСФСР Б. Иванов, заслуженный артист РСФСР В. Корецкий

Звукорежиссер Н. Чибисова.
Редактор Л. Гаврикова
Художественное оформление Б. Столярова

Антон Семенович Макаренко (1888 — 1939) — выдающийся советский педагог и писатель. Его идеи и опыт — живое творение социалистической эпохи, рожденной Октябрем. В сентябре 1920 года он возглавил трудовую колонию несовершеннолетних правонарушителей, поставив перед собой смелую задачу: воспитывать нового человека. Естественно, она потребовала создания новой, подлинно революционной педагогики.
Антон Семенович особенно близко воспринял речь В. И. Ленина на III съезде комсомола — речь, ставшую программой коммунистического воспитания подрастающего поколения Страны Советов.
В педагогических исканиях Макаренко большую роль сыграл Алексей Максимович Горький — прямой поддержкой, а главное своим художественным творчеством, самим отношением к человеку, верой в его богатейшие творческие возможности.
Свой педагогический поиск Макаренко осуществлял в обстановке напряженной практической работы. Колония имени М. Горького, а затем и коммуна имени Ф. Дзержинского стали своеобразными лабораториями, где проводился воспитательный эксперимент, имевший, по горьковскому выражению, «мировое значение». Его итогом явилось учение о воспитательном коллективе как решающем инструменте формирования новой социалистической личности.
Идеи и опыт А. С. Макаренко нашли свое яркое воплощение в его художественно-педагогических произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», в многочисленных выступлениях и статьях по коммунистическому воспитанию.
О новаторском характере педагогической деятельности Антона Семеновича Макаренко говорит не только воспитательная сила созданных им коллективов — колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Дзержинского. Нас и сегодня поражает многообразие оригинальных мыслей, принципов, которыми Макаренко обогатил общую идею воспитательного коллектива: закон движения коллектива и стадии его развития; детское общественное мнение и традиции; эстетическая инструментовка воспитания; идея «завтрашней радости» и организация перспектив; принцип единства уважения и требовательности; опыт руководства и подчинения в коллективе и т. д.
Поистине это был неповторимый в своем роде взрыв педагогических идей, рожденный новыми, невиданными прежде возможностями воспитания в стране победившего социализма. За внешней независимостью столь разных педагогических находок и открытий вдумчивый взгляд уловит систему, не механически собранную, а прорастающую как живой организм из своего первичного начала — из общей идеи «педагогической логики», пронизывающей все опыты, размышления, поиски Макаренко. Не случайно во всяком удавшемся воспитательном опыте он ценил не только его практический эффект, но еще больше его «логическое торжество» — ту педагогическую последовательность и опережающее предвидение, которые должны привести к ожидаемому успеху. Вот как писал об этом сам Антон Семенович:
«После многих дней и ночей, после самых бедственных разочарований и срывов наступает праздник: видны уже не мелочи, детали, а целые постройки, пролеты великолепного здания, до сих пор жившие только в оптимистической мечте. На таком празднике самое радостное заключается в логическом торжестве: оказывается, что иначе и быть не могло, что все предвидения рассчитаны были точно, основаны на знании, на ощущении действительных ценностей. И был вовсе не оптимизм, а реалистическая уверенность, а оптимизмом она называлась из застенчивости».
Учение А, С. Макаренко о воспитательном коллективе нашло широчайшее применение в практике педагогической работы массовой школы, пионерской организации, комсомола оказало глубокое влияние и на воспитательную работу со взрослыми в трудовых коллективах.
Большое внимание Антон Семенович уделял проблемам семейного воспитания. Свои взгляды в этой области он выразил в двух основных трудах «Книга для родителей» и «Лекции о воспитании детей».
«Книга для родителей» — оригинальная работа, привлекающая к себе не одним богатством воспитательных идей. Она весьма своеобразна по жанру, представляя смелый сплав художественного и публицистического подхода к проблеме семьи и семейного воспитания детей.
О глубине замысла Макаренко говорит и сам план «Книги для родителей». Он представлял ее в четырех томах. Первый — о семье как коллективе. Второй — о нравственном и политическом воспитании в семье. Третий — о трудовом воспитании и выборе профессии. «И четвертый том, — говорил Антон Семенович, — самый для меня важный, на такую тему: как нужно воспитывать человека, чтобы он, хочешь не хочешь был счастливым человеком».
...Неожиданная смерть оборвала этот план. Вышел лишь первый том. Но и сам по себе он представляет большой самостоятельный интерес, охватывая широкий круг вопросов. Автор рассматривает особенности, отличающие советскую семью от дореволюционной. Показывает, что структура новой семьи и отношения между членами семейного коллектива, характер родительской власти и основания родительского авторитета принципиально отличны в социалистическом обществе. Они воплощают в себе новые отношения между людьми, навсегда свободными от угнетения и эксплуатации.
К «Книге для родителей» непосредственно примыкает цикл «Лекций о воспитании детей», написанных автором в 1937 году для передачи по радио. В лекциях рассматриваются общие условия семейного воспитания, вопросы родительского авторитета, выработки дисциплины, организации игры, воспитания в труде и другие.
Наблюдения, мысли, практические рекомендации автора и сегодня звучат злободневно и актуально. Предлагаемые записи высказываний А. С. Макаренко по проблемам семейного воспитания окажут родителям большую помощь в этой области.
Лев Левшин